Ваш отзыв

Комментарий


Закрыть


Блоги / Блог Александра Морозова

три дискурса оскорбления

три дискурса оскорбления

  • 29.02.2012
  • автор: amoro1959
  • смотрели: 67

В тематике "оскорбления" очень наглядно видна разница трех "дискурсов" - доиндустриального, индустриального и постиндустриального (ну или можно употреблять слово "модерн"). В старые времена "оскорбление" воспринималось целиком в трайбалистской, племенной этике. "оскорбление смывают кровью" (типа "клянусь мамой", "ты мою маму обидел" - ну, и сразу ножом в бок). В доиндустриальную эпоху была глубоко кодифицированная "этика дуэли" (у аристократов): кто, как, кого оскорбил и т.д., и каков длжен быть "симметричный ответ на оскорбление".
Потом начался "индустриальная эпоха". Но дело было не в самом "индустриализме", а в "урбанизации". Человечки стали сселяться в мегаполисы. Архаическая сельская община перестала быть центром производства "этики" и норм поведения. Люди стали жить "тесно".  Поначалу и в этой тесноте воспроизводились "сельские" нормы (дворовые драки, "марьина роща" и проч.). Но после второй мировой войны "оскорбление" стало потихоньку кодифицироваться иначе - в пользу закона и права. "Послал на хуй" - 15 суток за нецензурные выражения "при дамах". Административный кодекс и т.д. Кроме того в городах начались новые "дисциплинарные практики": "попрошу не выражаться!". Город - и в Европе и в России между двумя мировыми войнами боролся за "гигиену" (чистить зубы, перестать пердеть в общественных местах, бросать окурки в урны и проч.). "Оскорбление" оказалось кодифицировано в городских "правилах поведения в общественных местах". Возникли современные правовые нормы о клевете, диффамации (поскольку в "городах" большую роль стали играть СМИ).
Теперь наступила третья эпоха. Трендом является "невозможность оскорбления". Если в классические домодерные и модерные времена субъект имел "одну личность" и в это "одно табло" можно быть влепить, то в постмодерные времена у "личности" до хрена "субъектов". И попасть в "личность" невозможно. Поскольку она - в условиях виртуальности - постоянно (как ракета с разделяющими головками) порождает "блуждающие субъектности".  Некто подходит и говорит: "Петров, вы - пидарас!". Петров ни разу не "оскорблен". Он смеется. По телевизору показывают как уважаемому политику, известному своим моральным пафосом, делают минет. Ну, и что? Он - не женат. Пишут, что у девочки потупчик - "нет сисек". Никто не оскроблен...
При этом - разумеется - всегда есть "диахрония" и "синхрония". То есть "старые нормы" всегда присутствуют в современной ткани. Вчера мне одна молодая редакторша интернет-ресурса рассказала, что какой-то автор написал ей: "Я смотрю на вашу фотографию и хочу прямо спросить: мы будем с вами ебаться?". Она оскорбилась и спрашивает: мой молодой человек хочет найти этого урода и дать ему в табло, можно? Я ответил: можно, но не нужно. И как раз рассказал всю эту концепцию про "блуждающую субъектность". То есть: вы же "не равны" вашей виртуальной идентичности, которая висит у вас в качестве "идентичности" в фейсбуке или ЖЖ. Как же можно "оскорбить" некий "никнейм"? Просто напишите ему: "у вас хуй короткий, вы мудак, с вами никто ебаться не будет никогда...". Пусть он сидит и плачет.
Иначе говоря, в постмодерне происходит очевидный перенос "этики виртуальных идентичностей"  в повседневность.
Но - при этом - иногда какой-то перец встает вдруг и говорит (в классической модели): "Это - клевета!" (как Вася Якеменко, который в прошлом году подал на меня в суд за запись в блоге "они расследовали и НАПОРОЛИСЬ НА КАКИХ-ТО ПАРНЕЙ...")... Или, допустим, "религиозные сообщества" чувствуют себя "оскорбленными"... Коротко говоря, тут две или даже три этики одновременно между собой "разговаривают"...    

 

 

оригинал находится здесь


Присоединяйтесь к нам

КОММЕНТАРИИ

Рубрики

Новое