Ваш отзыв

Комментарий


Закрыть


Тексты / Общество /Колонки

Между шлюхой и нянькой. Колонка Арины Холиной

Между шлюхой и нянькой. Колонка Арины Холиной

Тэги:

В России стартуют «Звуки музыки». По сюжету, бедная и некрасивая вышла замуж за богатого и красивого. Хоть и с семью детьми. Что лишний раз напоминает нам: женщина должна быть доброй и немного прислугой. 

Сироту Марию прямо из монастыря отправляют гувернанткой к богатому вдовцу, у которого семеро детей. Сначала он мрачный и грубый, кроме того, у него есть прелестная любовница – баронесса, но потом вдовец замечает скрытые достоинства Марии и женится на ней.

Критиковать сюжеты ххх-летней давности, наверное, так же благоразумно, как осуждать моду начала века. Правда, в отличие от платьев, мы все еще читаем всяких «Джейн Эйр», смотрим по ним кино и живем в пространстве моральных ценностей, которые давно устарели.

«Звуки музыки», конечно, прелестная история, и была бы еще лучше, если бы музыки там не было. Но некоторые, говорят, любят мюзиклы.

Однако этот сюжет надо было ставить в нулевые, когда все девушки хором желали замуж за миллионера, Ксения Собчак еще не была символом «русской весны», а вовсе даже «блондинкой в шоколаде», и в друзьях у нее числилась не Ульяна Сергиенко, дизайнер, а Ульяна Цейтлина... гм-м... Ульяна Цейтлина, словом. Еще тогда был знаменит Петр Листерман, за чью короткую славу несет ответственность перед Богом и людьми как раз журнал «Медведь». Никто тогда и не понял, что Листерман был представлен как отрицательный персонаж – все приняли его всерьез.

Не то чтобы девушка-2012 не хочет замуж за миллионера. Фантазии – они на то и фантазии. Но, во-первых, всем уже понятно, каков на вкус овощ под названием «русский магнат», а во-вторых, за миллионера все-таки хочется в минуты отчаяния, когда все деньги куда-то делись, а ПМС делает тебя плаксивой невротичкой.

Миллионер перестал быть женской мечтой – в общем и целом. В наши дни очевидно, что обеспечить себя самой проще, приятнее и безопаснее для душевного спокойствия, чем выйти замуж за мужчину лишь по той причине, что он богат и щедр.

Понятно, что всегда будут те, кто хочет стать домохозяйкой или содержанкой, но все-таки идея получить всемогущего мужа больше не так популярна, как в старые времена. Сотни мух, сгоревших на лампе, стали хорошим назиданием.

Сейчас все происходит так быстро, что даже сенсационный «Секс в большом городе» кажется устаревшей байкой. Никому больше не нравится дурочка Керри. Она не консерватор, как идеальная жена Шарлотта, не карьеристка, как юрист Миранда, и не такая свободная феминистка, как сексуальная Саманта. Керри. Керри – это мост между женщинами прошлого и будущего, но, как выяснилось, мосты уже сгорели.

Мы в курсе, что внутренняя красота – это миф, и жена-секретарша обречена. Ее вынимают только по праздникам, отстирывают от нафталина, и она печально стоит в углу, пока ее не вернут обратно в шкаф

Современные женщины сексуальны и делают карьеру. Некоторые выходят замуж и рожают детей – это тоже позиция. А растерявшиеся, отставшие от стада овечки, которым хочется и рыбку съесть, и с горки прокатиться (то есть и карьеру, и оставаться таким вечным цветочком), – это уже не героини.

Мало того, устарели и легенды, что женщина может быть либо блистательно красивой сукой, либо хорошей и доброй.

Как раз в «Звуках музыки» сиротка-гувернантка Мария – хорошая и добрая, ее антагонист – шикарная высокомерная баронесса, любовница брутального вдовца.

Разумеется, как и в любой другой женской драме такого типа, их сталкивают лбами. Мужчина, за которого идет борьба, выбирает няньку – и это символично, даже если забыть о семерых по лавкам.

Мужчина всегда выбирает между шлюхой и нянькой. И если выбрал шлюху, пытается обратить ее в няньку, а няньку – в мебель.

Поэтому сейчас в том месте, где в «Звуках музыки» все заканчивается, у нас все только начинается. Раньше развязкой драмы было замужество и даже речи не шло о том, что же там дальше. Если ты сейчас хочешь пить и готов выпить море, то не думаешь в этот момент, где ты потом будешь писать.

Но мы уже знаем, что едва бедная сиротка становится баронессой, вот тут-то Шекспир и начинает ворочаться в своей могиле. У «Звуков музыки» могло бы быть множество интригующих развитий.

Маленькая гувернантка живет со своим Р. Фон. Т. в счастливом уединении. Счастье, блаженство. Потом ему, разумеется, становится скучно, эйфория проходит, и он опять делается мрачным, грубым мизантропом. Гувернантка страдает. Уходит из дома обратно в монастырь. Или уходит из дома на панель. Или уезжает в Париж, влюбляется в пылкого афериста, тратит на него все деньги и таки заканчивает свои дни простой гувернанткой в парижской семье.

Другая история. Гувернантка слегка повреждается умом от блеска светской жизни, которая ее отвергает. Она становится вариацией Бекки Шарп, сетует на нелюдимого мужа, от отчаяния заводит любовника. Муж все узнает, и ей приходится его отравить.

Или она влюбляется в одного из подросших приемных сыновей, ее с позором выгоняют из замка, она идет работать секретаршей, становится боссом издательства и посылает весь мир к черту.

Мы уже взрослые девочки и понимаем, что все страшное и интересное происходит тогда, когда сбываются глупые мечты, а не заранее.

А еще мы знаем, что преданность, доброта и самопожертвование никому не нужны. Как ни странно, тебя за это не только не уважают, но и жизнь расплачивается с тобой камушками или щепками – все, что ты имеешь, это вопрос: «Господи, почему это случилось со мной?»

Мы в курсе, что внутренняя красота – это миф, и жена-секретарша (или жена-гувернантка) обречена. Ее вынимают только по праздникам, отстирывают от нафталина, и она печально стоит в углу, пока ее не вернут обратно в шкаф.

Так что жаль тех юных девочек, которых родители поведут наслаждаться «Звуками». Они проглотят очередную сказку о Золушке, которая испортит им жизнь. 


Присоединяйтесь к нам

КОММЕНТАРИИ

Рубрики

Новое