Ваш отзыв

Комментарий


Закрыть


Тексты / Обзоры /Дежурный ревизор

АЙФОН НА КОЛЕСАХ. Кто, зачем и почем строит электромобили

АЙФОН НА КОЛЕСАХ. Кто, зачем и почем строит электромобили

Тэги:

Однажды в Монако, на подземной парковке под площадью Монте-Карло, я увидела красивый двухместный автомобиль с незнакомым шильдиком на капоте. Почему-то он, как какой-нибудь холодильник, был включен в розетку. Мне стало любопытно, что это за машина, и в интернете я отыскала марку. Оказалось, что это неизвестная у нас, но широко разрекламированная в Штатах Tesla, то есть электромобиль с внешностью от Lotus и начинкой от мобильного телефона. Чем больше я про него узнавала, тем больше мне хотелось прокатиться на этом айфоне на колесах, и я залезла на сайт Tesla Motors. Там как раз удачно висело объявление, гласившее, что производитель может привезти автомобиль в любую точку мира для тест-драйва. Конечно, я тут же настрочила письмо, что очень интересно, что хочу попробовать и что надо срочно устроить тест-драйв в Москве. Это было год назад. Ответ пришел спустя десять месяцев. Мне позвонил молодой человек с приятным голосом, но плохими новостями. Он сказал, что в Москве тест-драйв они провести не могут, зато могут в Германии, или в Италии, или еще много где в Европе. Идея лететь куда-то показалась мне неразумной, и я решила поискать что-то похожее в Москве.

электромобиль

 

Предыстория электромобиля

Многие думают, что электромобиль не стали бы изобретать, если бы не высокие цены на бензин, но такое представление в корне неверно. На заре автопрома существовало три основных конкурента – электромобиль, автомобиль с двигателем внутреннего сгорания и машина на паровой тяге. Даже автопарк нью-йоркского такси частично состоял из электрокаров. Но в то время не были изобретены ни емкие батареи, ни системы рекуперации энергии, а автомобиль на паровой тяге оказался недостаточно эффективен, и, как результат, машины с ДВС вскоре полностью завоевали рынок.

На фоне энергетических кризисов ХХ века люди неоднократно вспоминали о существовании альтернативы ДВС, однако серьезную попытку внедрить электрокар в массы предприняла лишь General Motors в 1997 году. Автомобиль под названием EV-1 продавался лишь в самом загазованном штате – Калифорнии, а потом и в соседней Аризоне. Спустя пять лет компания объявила об отзыве всех электромобилей у покупателей. Сторонники теории заговора обвиняли в провале проекта нефтяные компании, GM, в свою очередь, утверждала, что производство электрокаров было попросту нерентабельно. Для компании каждый EV-1 обходился в два раза дороже, чем его можно было продать.

электромобиль

 

Единственный шанс

Единственным электромобилем, который сегодня продается в нашей стране официально, оказался Mitsubishi i MiEV. Ни Nissan, который продал около 2 тысяч Leaf в Европе в прошлом году, ни Renault пока не планируют поставки электромобилей в Россию из-за неразвитой инфраструктуры.

Бензиновый двигатель, трансмиссию и бензобак в модели i, на базе которой была построена i MiEV, Mitsubishi заменил на литиево-ионную батарею, электромотор и инвертор. Батарея позволяет проезжать до 160 км на одной зарядке. Записаться на тест-драйв не составило большого труда, и на следующий день я поехала в «Рольф» на МКАДе. Меня встретили улыбчивые продавцы, пригнали машину серебряного цвета и отправили кататься вокруг автосалона. У меня осталось ощущение, что я еду на огромном бесшумном мобильном телефоне. В отличие от стандартной малолитражки, i MiEV очень быстро разгоняется до 60 км/ч, что обусловлено особенностью работы электромотора. Благо тормозит он тоже отлично. После тест-драйва я подумала, что вот оно, будущее, наконец-то наступило!

электромобиль

Пару лет придется подождать

Как это порой бывает, на Западе будущее наступило чуть раньше, чем у нас. В 2003 году Элон Маск, один из основателей системы PayPal, инвестировал средства в создание экологически чистого электромобиля. Помимо Маска в Tesla Motors вложились любители инноваций создатели Google Сергей Брин и Ларри Пэйдж. Головной офис Tesla Motors располагается не в каком-нибудь Детройте, а в самом сердце Силиконовой долины – в городке Пало-Альто, в 20 минутах езды от офисов Google, Apple и Стэнфордского университета. Это весьма в духе компании, где половина топ-менеджмента в прошлом работала в YouTube, Google и Sony Ericsson. В 2008 году в серийное производство вышел Tesla Roadster. Это был первый электрокар, разгонявшийся до 100 км/ч лишь за 3,7 с и способный на одной зарядке проехать почти 400 км.

За последние два года Tesla успела выйти на IPO, а также привлекла инвестиции от правительства США, концерна Daimler и Toyota на разработку следующей за Roadster Model S, которая поступит в серийное производство уже в этом году. Для того чтобы забронировать машину, необходимо внести 5 тысяч долларов, которые можно вернуть, отменив бронь.Стоимость Tesla Model S начинается с 50 тысяч долларов.Весь тысячный выпуск топовой версии Model S Signature с аккумулятором 85 кВт, который обеспечивает пробег в 480 км на одной зарядке, уже забронирован, поэтому, чтобы получить свою Model S, придется пару лет подождать.

электромобиль

 

Пользуются спросом

В том, что очередь за электромобилями будет только расти, никто не сомневается. Даже по данным прогноза развития мировой энергетики до 2030 года от компании BP,«использование электромобилей и гибридных транспортных средств будет и дальше увеличиваться».

В США, Европе, Англии электромобили пользуются большим спросом, и практически все крупные автопроизводители уже либо выпускают такие машины, либо заявляют о своих намерениях по их производству. При этом электрокары по техническим параметрам с легкостью соревнуются со своими бензиновыми аналогами. Nissan Leaf успел стать машиной 2011 года на Нью-Йоркском автошоу. Kangoo Z.E., электрокар от Renault, был признан лучшим автофургоном 2012 года. Mitsubishi I MiEV получила награду на Токийском автосалоне как самая технологичная машина2009–2010 годов.

электромобиль

 

А зарядка подойдет?

Цена на i MiEV в России составляет 1,8 млн рублей, и, хотя это очень дорого, за эти деньги вы получаете машину, разовая заправка которой стоит от 74 до 117 рублей. По словампресс-атташе Renault в России Василия Минакова, «в отличие от Европы, государство не дотирует экопроекты в нашей стране, и основная проблема состоит в том, что нет достаточной инфраструктуры для эксплуатации электромобилей».

Конечно, владельцу автомобиля не хочется, чтобы он сдох в ближайшей трехчасовой пробке. Для того чтобы этого не случилось, важно иметь широкую сеть заправок, которой в России… пока нет. «Инфраструктура для электромобилей находится в зачаточном состоянии», – говорит ведущий эксперт департамента по связям с общественностью ОАО МОЭСК Владимир Тимофеев, так как «прежде всего нужно проверить, как отразится дополнительная нагрузка на московской электросети». Для этого на территории Москвы и Подмосковья будет установлено 28 зарядных станций различных типов. Пока смонтировано только четыре, время зарядки электрокара от которых составляет 8–10 часов. В скором будущем МОЭСК планирует установить заправкумощностью до 50 кВт. Время зарядки на этой станции составит всего 20–30 минут.Для тестирования будущей сети МОЭСК уже приобрел четыре i MiEV. В перспективе электрозаправки будут размещать на парковках возле автомагистралей и деловых и торгово-развлекательных центров.

электромобиль

В Европе дела обстоят получше: к проекту американо-израильской компании Better Place по популяризации электромашин и постройке сетей автозарядок для них уже присоединились Австралия, Китай, Израиль, Дания, Япония, Калифорния, Гавайи, Канада, ЕС. На такой станции можно за полчаса зарядить автомобиль, а на машинах, где предусмотрена возможность замены батареи, ее можно поменять за 3 минуты. В США, по словам Владимира Тимофеева, уже приняли программу о постройке 5 тысяч электрозаправок в 9 штатах. Кстати, та Tesla, которую я видела в Монако, стояла на специальном парковочном месте для электромобилей. И таких мест на той парковке было по меньшей мере десяток.

По оптимистическим прогнозам, к 2020 году доля электротранспорта может достигнуть 5–10% от общего числа автомобилей в мире. Пока на фоне 40 автомобилей, которые были проданы за три месяца в России, такие цифры кажутся фантастикой.

электромобиль

 

Брать, не брать?

«Статистика статистикой», – подумала я и решила, что все-таки надо забронировать Model S. Кроме того, что она красивая и с отличными ходовыми характеристиками, в ней еще куча других, сугубо электромобильных преимуществ, а наличие гаража с розеткой позволяет реализовать их в полной мере. Первое: можно прилично сэкономить на бензине. Не нужно будет пару раз в неделю заезжать на заправку, после которой приходится полдня отмывать запах бензина с рук. Опять же масло не надо менять. Для меня это актуально, наверное, у меня маслофобия – я всегда боюсь купить не то масло и залить его не в ту емкость. И еще: я буду уверена, что мою машину не угонят. Ну кому нужна такая, ее даже на запчасти не перепродашь. И третье: меня будет греть мысль о том, что дети, гуляющие на улице, не дышат гремучей смесью выхлопных газов хотя бы от моего автомобиля. И четвертое: небольшой бонус в виде отсутствия шума в салоне не может не радовать!

электромобиль


Присоединяйтесь к нам

КОММЕНТАРИИ

Рубрики

Новое