Ваш отзыв

Комментарий


Закрыть


Тексты / Общество /Колонки

И жадно посмотреть в окно. Главный редактор «Медведя» – о стихах из серии «Гражданин поэт»

И жадно посмотреть в окно. Главный редактор «Медведя» – о стихах из серии «Гражданин поэт»

Тэги:

Правда, такое ощущение, что уже попал в какое-то другое время. Вот сейчас запретят это, закроют то… И что-то уже закрывают. А что-то еще нет.

Ноябрь, холодно, темно, Театр эстрады на Берсеневской набережной. На афише написано – «М. Ефремов».

Стихи Быкова из серии «Гражданин поэт» собирают огромные залы. Люди платят немаленькие деньги, чтобы посмотреть это представление. В разных причем городах, не только в Москве. Принимают их с восторгом. Просто с восторгом, видел сам, свидетельствую лично. И дело тут не в выдающихся актерских дарованиях Ефремова, и не в том, что стихи у Быкова очень острые и смешные, и не в том, что этот жанр – художественный комментарий к политическим событиям – всегда пользуется большим успехом.

Есть еще какая-то важная составляющая, которую я никак не могу сформулировать…

Внимательно смотрю на лица сидящих в зале.

Быков и театр опять, через целый исторический период, создают самую удобную, самую мягкую площадку для тех, кто сам не оппозиция, но оппозиционерам все же в душе сочувствует. Для тех, кто сам на улицу не выйдет, но в окно жадно смотрит. Привычную для брежневского периода площадку протеста, безмолвного, безымянного, внутреннего, пассивного, закрытого, протеста «культурного», то есть когда вроде бы и с женой в театр пришел, тепло, уютно, интересно, а вроде бы и гражданский долг выполняешь. Для той оппозиции, которая гораздо, в тысячи раз больше той, открытой, и которая чутко прислушивается к тому, что тут происходит, на этой сцене. Именно здесь, перемигиваясь с актерами, с творцами, она ловит в атмосфере жизни свои главные «сигналы». Мол, не пора ли их…того? Транслировать их чуть дальше, чуть жестче, чуть определенней?

Удобна ли такая ситуация для власти?

Сложный вопрос.

С одной стороны, да, удобна. Лучше позволить молчаливому и «культурному» большинству выпустить пар, чем держать его под крышкой. С другой стороны, крайне неудобна. Радикальная фактура митинга (идеи, мысли, подходы) в гармоничном, светлом пространстве театра чересчур ясно подана (как на блюдечке с голубой каемочкой) для любого обывателя. Тут уж не отвертишься, не спрячешься. Тут тебе некуда деться от этих мыслей, от этого отношения к жизни. Тут нельзя взять и переключить телевизор. Театр всеми своими инструментами властно заставляет тебя об этом думать.

Быков и театр опять, через целый исторический период, создают самую удобную, самую мягкую площадку для тех, кто сам не оппозиция, но оппозиционерам все же в душе сочувствует

Эти два предыдущих абзаца я написал о пьесе Быкова «Медведь», который идет в театре «Школа современной пьесы», на премьеру которой билеты куплены до декабря. Но и «Гражданин поэт» тоже театр. Театр, очень интересно придуманный – тут и образы классиков, и стилизация, и переодевание в лучших традициях, и видео, и диалоги Быкова с Андреем Васильевым, и, конечно, замечательный актерский драйв Михаила Ефремова. И к «Гражданину поэту» эти мои слова относятся еще в большей степени.

Быков, Ефремов, Васильев создают нам замечательную возможность высказаться молчаливо.

Я, честно говоря, даже еще не понимаю, насколько важна эта молчаливая масса. Эта жадно дышащая, аплодирующая, смеющаяся в такт протестным стихам масса зрителей. Но я чувствую, что важна. Я просто мозжечком это ощущаю.

Что-то колеблется. Что-то меняется.

Выхожу на улицу. Опять ночь, холод, ноябрь, неуютно, Кремль…

Кремль-то через дорогу.


Присоединяйтесь к нам

КОММЕНТАРИИ

Рубрики

Новое