Ваш отзыв

Комментарий


Закрыть


Видео / Публичные лекции

Дух монстра Самри. Новая песня Василия Шумова

Тэги:

Это песня-рассказ о моем увлечении низкобюджетными индо-пакистанскими ужастиками 1980-х. Они настолько нелепо и безвкусно сняты, что в этом даже есть своя прелесть. Так уныло, так плохо, что аж хорошо. Дух захватывает. Наверно, это и привлекает людей к трэшу разного рода: плохих фильмов много, в них нет ничего особенного. Но сделать ужасный, отвратительный, чудовищно плохой фильм – еще суметь надо. Такое встречается не каждый день, это тоже мастерство своего рода.

Немного об истории вопроса. В начале 1980-х с повсеместным распространением видеомагнитофонов голливудские фильмы стали доступны в Юго-Восточной Азии. Их появление сильно повлияло на индийских продюсеров. До этого момента главным, если не единственным, жанром индийского кино была трех- и более часовая мелодрама с обязательными песенными и танцевальными номерами. Классический пример – «Зита и Гита», фильм, фантастически популярный в СССР.

Насмотревшись голливудских блокбастеров, индусы стали снимать совсем в другом стиле. Бум ужастиков начался в Болливуде в 1984 году, когда братья Тулси и Шиям Рамси (Tulsi&Shyam Ramsay) сняли культовый и самый знаменитый фильм в этом жанре Purana Mandir (Старый храм) с монстром Самри (оживший дьявол). Он имел огромный зрительский успех и стал своего рода каноном. По его шаблону к концу 1980-х было создано множество однотипных фильмов, которые наводнили индийский кинорынок. Они появлялись чуть ли не каждую неделю. Одним из главных конкурентов братьев Ремси стал Мохан Бхакри (Mohan Bhakri), снявший фильмы Karbastan, Cheekh, Insaan Bana Shaitan, Padoshiki Biwi, Paanch Fauladi.

Обязательные компоненты хинди-хоррора таковы:

– чудище, монстр или какое-либо отвратительное создание;

– множество спецэффектов в рамках низкого бюджета;

– элементы комедии, гэги, приколы, юмор;

– сцены эротики и секса, в рамках цензурных ограничений;

– драки, каратэ, гонки на машинах;

– музыка за кадром в стиле популярных голливудских фильмов;

– наличие традиционных индийских танцевальных и песенных номеров.

Интересно, что по ходу сюжета герои легко переходили с хинди на английский и обратно. Характерная деталь трэшевого кино.

Из-за низкого бюджета снимать надо было очень быстро, у продюсера не оставалось времени на долгую и вдумчивую разработку сценария. Напрашивалось простое решение: переписать на индийский лад сценарий успешного голливудского ужастика типа «Экзорсист», «Пятница 13-е», «Кошмар на улице Вязов» и др.

Так и делали. Продюсер раздавал сценаристам VHS-кассеты и ставил задачу: в кратчайшие сроки написать сценарий на основе оригинала с добавлением местного колорита. То есть, провести своего рода «индиизацию» голливудского блокбастера. В индийском хорроре той поры существуют целые сцены, списанные с западных фильмов. Киноманы могут проверять по ним свою эрудицию.

Бум низкобюджетных ужастиков дошел вскоре и до соседнего Пакистана. Пакистанский центр киноиндустрии располагается в городе Лахор, по аналогии с индийским Болливудом (Бомбей) его называют Лолливуд (Лахор). Пакистанские фильмы в этом жанре еще менее бюджетны, чем индийские, игра актеров еще более экзальтированна. Кроме того, в Пакистане более жесткая цензура, поэтому даже в эротических сценах актеры полностью одеты и не притрагиваются друг к другу. Есть ограничения и на женские кинообразы. Если на постере фильма героиня изображена с сигаретой или с белыми волосами, если она выпивает, значит, это отрицательный персонаж, ничего хорошего от нее ждать не приходится. Как правило, такая девушка погибает по ходу сюжета — добро побеждает зло. Еще одна уникальная особенность пакистанских фильмов — положительный образ многодетной матери, которая громит врагов в стиле Рэмбо. Все это черты неповторимого пакистанского стиля «паджаби» — без особых изысков, тонкостей, полировок. Съемка на одну камеру с большим количеством крупных планов. В результате коэффициент трэша оказывается еще выше, чем у индусов. Классический пример: фильм Haseena Atom Bomb (1989).

К середине 1990-х индийский, а затем и пакистанский кинорынок захлестнула лавина низкобюджетных ужастиков, созданных по одному шаблону. Все они были похожи, как близнецы. В конце концов публика пресытились и потеряла интерес к жанру. Производство резко упало. Жанр пришел к своему логическому завершению, но не исчез бесследно.

До сих пор время от времени в маленьких студиях энтузиасты, используя низкобюджетную компьютерную графику, снимают фильмы, продолжающие традиции «Пурана Мандир» и сохраняющие дух монстра Самри. 

 

Фильмы братьев Рамси:

Purana Mandir

Veerana 

Saamri 

Purani Haveli 

Bandh Darwaza 

 

Ровно 10 лет назад Василий Шумов записал песню, посвященную фильмам нуар и «худшему режиссеру всех времен» Эду Вуду:

 

Василий Шумов о фильмах нуар и своем голливудском опыте – читайте здесь.


Присоединяйтесь к нам

КОММЕНТАРИИ

Рубрики

Новое