Ваш отзыв

Комментарий


Закрыть


Тексты / Общество /Колонки

Сам себе завидую. Колонка Бориса Минаева

Сам себе завидую. Колонка Бориса Минаева

Тэги:

В этом году в Одессе сразу несколько крупных культурных событий.

Вновь проводится шикарный фестиваль Odessa-classic – замечательное событие, на котором я уже побывал два года назад. Впервые объявляет победителей международная литературная премия имени Бабеля, в которой я имел честь состоять членом жюри – между тем, в конкурсе рассказов приняли участие более двухсот авторов из Украины, России, США, Германии, Австралии, Израиля, Черногории, Болгарии, и это действительно было очень интересно читать. Уже стал известным в киномире одесский кинофестиваль. Как говорится, ну это просто праздник какой-то…

Я уж не говорю про саму Одессу – город, как сильнейшее художественное впечатление, просто гуляя по улицам которого – тты получаешь массу важнейшей культурной информации, и эмоции – вот в этом доме жил Бабель, тут воспитывались Катаев и Петров, здесь написал свою первую вещь Жаботинский, а тут Шолом Алейхем.

Тут жили Бунин и Куприн.

Город, в котором каждая арка, каждое окно со старой рамой, каждый двор, каждая чугунная решетка, каждый балкон, нависающий над улицей – как книга, которую ты читаешь с наслаждением.

….Но, конечно, на фоне того, что показывают каждый день по российскому телевизору – ехать сюда психологически непросто. (Да и физически стало несколько сложнее – теперь надо лететь с пересадкой).

Ожидаешь неприятных вопросов, враждебности, озлобленности или уныния – ничего подобного, конечно же, не встречаешь.

Более того, в первые же часы своего пребывания я обнаружил, что

совсем недавно (судя по афишам) здесь с авторскими концертами побывал прекрасный российский актер Вениамин Смехов. В рамках Odessа-classicвыступал знаменитый российский скрипач Вадим Репин. В середине июня с гастролями приехал целый московский театр – «Школа современной пьесы» под руководством Иосифа Райхельгауза (со спектаклем «Спасти камер-юнкера Пушкина»). Опять-таки в рамках филармонической программы Odessa-classicбыл вечер российского писателя Виктора Ерофеева. Включил телевизор – там дает интервью Леонид Парфенов. Он, как я понимаю, снимал в Украине свой фильм «Русские евреи».

Наконец, выйдя на улицу, я тут же обнаружил афиши музыкальных коллективов «Муммий Тролль» и «Баста». И они тоже будут в Одессе с гастролями.

И это нормально, мне кажется. Культурный диалог, или культурный мост – один из немногих проверенных путей к миру. Другое дело – мост, он у нас получается какой-то, с односторонним движением…

Возможен ли приезд сегодня в Москву театра из Одессы или Киева? Сильно сомневаюсь. Возможно ли сегодня выступление украинского писателя или поэта в Москве, скажем, в Гоголь-центре, в Электротеатре, или тем более в филармонии? Навряд ли. Выступают ли сейчас украинские группы на московских концертных площадках? Нет, не выступают.

Я не буду сейчас анализировать причины, скажу только, что это очень грустно. Культурный диалог со своей российской стороны мы обеспечить совершенно не в состоянии. Нам надо выбираться из этой ямы, в которую нас погрузила история. Выбираться, выкарабкиваться как-то. Даже если мы не можем повлиять на политиков – диалог-то мы вести пока можем.

…Однако фестиваль Odessa-classics, который вот уже третий год проходит в Одессе – это не просто событие, заслуживающее обычного упоминания. Это большой, серьезный проект пианиста Алексея Ботвинова, который достоин самого серьезного внимания: поскольку это проект принципиально нового культурного события, аналога которому в России я, например, пока не вижу.

Дело в том, что фестиваль этот не замыкается, подобно сотням своих собратьев, в рамках концертного зала – он объединяет весь город. Как это происходит – загадка, но в Одессе я вижу, как горожане реагируют на Odessа-classics– они им действительно гордятся. Помимо ярчайших выступлений Даниэла Хоупа и Вадима Репина – а, как правило, стержнем фестиваля является именнно выступление скрипачей (ведь Одесса гордится тем, что родила целую скрипичную школу), есть и полное разнообразие жанров и стилей – джаз, романтическая классика, оперные голоса, литература, ну и самое главное – это то, что классическая музыка выходит просто на улицу.

В Одессе это легко, вечера теплые, хорошие, и вот около двух тысяч одесситов и гостей собралось на старинном перекрестке, у двух знаменитых одесских музеев – Археологического и Литературного – чтобы послушать и посмотреть музыку. Я не ошибся, именно посмотреть – Одесский филармонический оркестр и Алексей Ботвинов исполняли композицию «Четыре стихии», в которой видеоинсталляция, представленная на большом экране, играла едва ли не главную роль.

Представьте себе – Одесса, берег Черного моря, темное южное небо, экран, прекрасные старые дома, стоят и слушают в темноте люди. Я уже не раз отмечал про себя, что жанр open-air– как это грамотно называется – приподнимает душу, рождает такую степень теплоты, с которой вряд ли что-то может сравниться.

И в этом году художественный руководитель фестиваля не подкачал – на Odessа-classics  были представлены джаз, классика, опера, литература и наконец, видео, то есть современное искусство.

Честно говоря, я сам себе завидую, что все это видел.

 

 


Присоединяйтесь к нам

КОММЕНТАРИИ

Рубрики

Новое