Ваш отзыв

Комментарий


Закрыть


Новости / Skype-комментарий

Pussy Riot. Мы выступаем за введение среднего пола

  • 07.03.2012
  • смотрели: 1632

Тэги:

Скайп-интервью с участницами скандально известной группы Pussy Riot наш корреспондент Саша Добрянская взяла еще до того, как против них было возбуждено уголовное дело. Речь в нем идет о революционном феминизме как таковом и вообще о высоких материях: этических концепциях, современной цивилизации и т. д. «Глупые девчонки» оказались вовсе не так глупы, как думали некоторые.

А вот комментарии к их акциям, оценки их действий возникли чуть позже. Известный писатель, критик и журналист Роман Сенчин провел опрос литературной общественности с тем, чтобы выяснить: за что же Pussy Riot так жестко наказали?

 

«Больше похоже на юродство»

Роман Сенчин

Президентская предвыборная кампания в этот раз оказалась увлекательной и острой, даже несмотря на то что альтернативы ВВП, по существу, не было. Но слов говорилось много, страсти кипели, призывы сыпались как из рога изобилия. Казалось, ничто не в состоянии отвлечь внимание людей от пустых, но жарких баталий… Панк-группе Pussy Riot внимание, хоть на день-другой, отвлечь удалось. Их акция в Храме Христа Спасителя вызвала бурное негодование большинства и столь же бурное сочувствие меньшинства.

Поначалу казалось, что несколько минут дрыганья ногами у входа в алтарь для девиц в ярких платьях и масках на головах останутся безнаказанными. Тем более что раньше обходилось – и когда пели на Лобном месте, и перед спецприемником, где сидели участники несанкционированных митингов, и в метро. Но в этот раз было заведено уголовное дело, возникла формулировка «до семи лет лишения свободы», и перед самыми выборами СМИ сообщили, что нескольких участниц Pussy Riot задержали (пока на 48 часов), в их квартирах провели обыски, ищут остальных…

Мне нравится панк-рок, я сторонник грязного звука и неразборчивого вокала, так как такой вокал заставляет человека вслушиваться, раздражает и тем самым выводит из состояния комфорта, покоя. Так же симпатичен в панке социальный протест, и чем он наивней, тем, на мой взгляд, искренней – пусть ученые и политики занимаются умствованием… По этим причинам группа Pussy Riot пришлась мне по душе. Не знаю, как они выступали вживую, но клипы я просматриваю часто, песни вертятся на языке.

Их акция в Храме Христа Спасителя вызвала у меня, как говорится, сложное чувство. С одной стороны, и клип, и сама композиция оказались лучше предыдущих, что-то важное есть и в самом жесте, но, с другой стороны, девушки поступили некрасиво, опасно, и в первую очередь опасно для самих себя и своих детей (а дети, как оказалось в ходе уголовного расследования, у некоторых из них имеются).

Впрочем, на то они и выбрали панк, чтобы совершать некрасивые поступки. Панки, как и их духовные предки – киники, для чего-то возникают в человеческой цивилизации. Читаешь о деяниях Диогена Синопского и удивляешься: как его не убили за то, или за это, или за вот это? Или – как англичане, американцы, французы позволяли Сиду Вишезу и Сьюкси (ставшей потом по-настоящему выдающейся певицей) разгуливать по их улицам в свастике?

Но обзывались, били благопристойных горожан палкой по головам, надругивались над святынями, над памятью, глумились, бесчинствовали и так далее… В этот ряд можно поставить и Pussy Riot.

Известие об их уголовном преследовании тоже озадачило. Вспомнилось пресловутое «церковь отделена от государства», и, по существу, если церковь посчитала себя оскорбленной, то сама себя и должна защитить. Участницы Pussy Riot в интервью признались, что они православные. Может, их стоит наказать по законам Православной церкви? Причем здесь полиция (а по некоторым данным, ФСБ и Центр «Э») и СИЗО? Впрочем, нет гарантии, что оскорбленные верующие не накажут девушек суровей светского суда.

В общем, поступок Pussy Riot смутил мою душу. В попытке избавиться от этой смуты я обратился к писателям, критикам и музыкантам с вопросом: «Заслуживают ли участницы группы Pussy Riot уголовного преследования?»

Скажу сразу, что разброс мнений смуту только усилил.

 

Александр Иванов, издатель

Роман, я же не прокурор. Я немного знал патриарха Кирилла, когда он еще не был патриархом, – он любил в Швейцарии кататься на горных лыжах. И он был одним из тех, кто через разные фонды и офшоры прикрывал первые каналы частной продажи нефти за границу и покупку на вырученные деньги сигарет и алкоголя для их беспошлинного ввоза в Россию. Это было самое начало девяностых. Он типичный «православный бизнесмен» (фирма «Софрино» и т. д.). Я также знаю многих иерархов из провинции, которые были возмущены его избранием. Верхушка нашей церкви давно коррумпирована и повязана с властью счетами в офшорах, рейдерством, силовым бизнесом и т. п. Теперь – к «Писькам». Я уверен, без знания о «светскости» и коррумпированности современной православной номенклатуры их выступление не понять. Оно как раз об этом, о мамоне и о кесаре. Поэтому, если говорить по-человечески и по-христиански, их надо простить. И объяснить верующим, о чем и против кого их акция.

 

Владимир Бондаренко, литературный критик

Участницы группы Pussy Riot безусловно заслуживают уголовного наказания. Думаю, что в любой цивилизованной стране подобные издевки над национальными и религиозными ценностями народа не допускаются. Представьте, что в католической Польше в главном костеле будут издеваться над католическими святынями. Или давайте в синагогу московскую или иерусалимскую зайдем со свастиками и учиним непотребство. Я уж не говорю про мусульманские святыни – у кого наберется смелости опоганить где-нибудь в Саудовской Аравии или в Грозном мечеть? Кстати, вот этот выбор православных святынь лишний раз доказывает, что все эти «пусси райт» прекрасно понимают, что совершают преступление. На осквернение мечети или синагоги они никогда не решатся. Знают, что сразу же последует суровейшее наказание. Вот их и надо послать в качестве наказания в мечеть в непотребном виде. Думаю, девицы предпочтут простую русскую тюрьму. Я считаю, что любые подобные оскорбления и национальных, и религиозных святынь должны строго преследоваться в уголовном порядке. Если мы себя не уважаем и готовы к любым унижениям, тогда – пожалуйста, стройте в алтарях сортиры, такое уже бывало. Помню, я в Герате в годы афганской войны зашел с группойофицеров в знаменитую мечеть. Война войной, но наши офицеры вели себя достойно, иначе и быть не могло. И Коран не сжигали, как нынче американцы. Так кто же ведет так разнузданно длительную войну с русским народом? И когда наш народ опомнится и даст сдачи? Можно быть атеистом, иноверцем, но нельзя допускать подобных преступлений! Сжечь, что ли, их живьем на костре? Дабы другим неповадно было!

 

Ксения Степанычева, драматург

Я не юрист, но, насколько я понимаю, исполнение неприличной песни в храме является не уголовным, а административным правонарушением, и, соответственно, «исполнительницы» подлежат не уголовному, а административному наказанию в соответствии с действующим КоАПП РФ. И это справедливо: похулиганили – заплатите штраф. Какую же статью из Уголовного кодекса РФ им можно «впаять», я совершенно не представляю. Но, как гласит старая, еще сталинских времен, поговорка, «был бы человек – статья найдется». Так что не удивлюсь, если и правда найдется... Что же касается моей личной позиции, то я глубоко убеждена в том, что религиозные чувства представителей любой конфессии, их обряды, храмы или молельные дома всякий порядочный человек должен уважать независимо от его личных религиозных или политических взглядов. Исполнением в Храме Христа Спасителя песни, содержащей ненормативную лексику и шуточное обращение к Богородице, а также пародированием христианских обрядов участницы группы Pussy Riot, несомненно, оскорбили чувства верующих христиан. Я не принадлежу к этой конфессии, но для меня подобное поведение абсолютно неприемлемо. Точно так же я реагировала бы, если бы аналогичная песня была исполнена в мечети, синагоге, храме Шивы или буддийском храме. В данной ситуации я искренне сочувствую христианам и хочу, чтобы участницы группы Pussy Riot понесли наказание за свое безобразное поведение. Однако наказание должно быть соразмерно вине, и подвергать участниц группы уголовному преследованию мне кажется чрезмерным.

 

Евгений Ермолин, литературный критик

Наказывать за молитву? Абсурд. Почему бы не предположить, что участницы акции были искренни в своей молитве? Я уверен, что они были искренни. Конечно, есть что-то очень наивное в этой попытке достучаться, докричаться до Богоматери и до церковного народа. Но вот религиозное сознание наших богомолок такое, какое уж есть, и я б не стал вычитывать в сердцах что-то подозрительное и уличать в том, чего не было. Что мы знаем о пути души к Богу? У каждого этот путь свой. Девушки верят в Бога, уже хорошо.Почему в храме нельзя молиться по-своему?.. В истории были разные формы религиозной жизни и молитвы. Вспомните о древней традиции юродства. Ветхие мехи не справляются с новым вином. Но эти мехи не суть веры, а только ее формы. И ничего нет плохого, если новое вино произведет перемену в этих формах. Знаю, что некоторым страшно такое слышать, поэтому отпускаю происходящее на волю Бога, однако в душе уверен, что церковной жизни предстоит сильное обновление. Меня смущает оргия обличений и призывов к расправе. Вот странно, мы не выясняем, во что и как верят наши персонажи, а обрушились на форму их веры, абсолютизировав ее и придав ей однозначный смысл. И активно чего-то опасаемся, чего – сами не знаем. Почему нужно подозревать людей неизменно в плохом? Это грех, в конце концов. В происходящей вакханалии я вижу какую-то болезненную подозрительность и тревожность религиозного сознания, как бы не вполне уверенного в себе и в Боге. Неужели наша доморощенная псевдоинквизиция оправдана сутью нашей веры?

 

Петр Краснов, писатель

В том, что натворили эти наглые и недалекие девки, не только жажда пиара и неких дивидендов от него. Это, конечно же, следствие полной внутренней 
разнузданности, которую верней назвать расхристанностью в буквальном 
значении слова. Они оскорбили не только религиозное чувство православных, 
своего народа русского, но и его историю, ведь Храм Христа Спасителя 
построен был в память победы в Отечественной войне 1812 года. Большими 
трудами и по первичной инициативе именно «Литературной России», ее главного тогда редактора Эрнста Ивановича Сафонова (помню, как собирали мы первые 
пожертвования в созданный для этого фонд), храм был восстановлен, стал 
гордостью и радостью верующих, символом нового возрождения веры предков. А эти жалкие существа, недотыкомки обоего пола, не могут понять, мне сдается, ни глубины кощунства своего, ни тем более душеповреждения, которое нанесли себе же. Считаю, что они должны отвечать за содеянное по предельно жестким 
статьям этого уголовного дела – для их же, будем надеяться, пользы.

 

Сергей Летов, музыкант

Мне кажется, что вопрос о форме их преследования находится в компетенции следственных и судебных органов. Мне они глубоко несимпатичны, я полагаю, что попустительство в отношении их поступка неуместно. Большего осуждения засуживают даже не они сами, не те, кто беззвучно кривлялся в храме, а те, кто потом монтировал видеоролик и выкладывал его в интернет для всеобщего обозрения. Для меня это событие находится в одном ряду с аналогичной акцией Анны Синьковой, которая пожарила яичницу с колбасой на вечном огне в аллее Героев в Киеве. Намеренное оскорбление чувств миллионов людей под прикрытием «православного активизма». Тогда группа «Война» поддержала Синькову, выделила ей тысячу долларов с формулировкой «на продукты питания». Сейчас близкие к кругу «Войны» люди устраивают подобную оскорбительную акцию в России уже в православном храме. Если таково актуальное искусство, то я бы хотел не иметь с ним ничего общего.

 

Андрей Рудалев, литературный критик

Я не уверен, что это какая-то важная общественная или культурологическая проблема. Едва ли у этой группы есть какое-то мощное культурное алиби, которое могло бы защитить ее, например, от обвинений в хулиганстве. В романе Сергея Носова «Грачи улетели» есть эпизод, который очень походит к данной ситуации: молодые люди в алкогольном хмелю помочились с моста, а потом объявили это фактом нового искусства... Мы любим обсуждать и искать смыслы во всевозможных пустышках. При этом главное упускаем.

 

Евгений Алехин, писатель и музыкант

Видимо, это вопрос относительно выступления в Храме Христа Спасителя? Так лично я там не был, но, как говорят, там ничего уголовного совершено не было. Если Pussy Riot просто помешали заниматься людям своими делами (хотя я думаю, скорее всего, просто удивили) – достаточно было их вывести и обойтись в общем-то без полиции. Насколько я знаю феминисток, многие из них агрессивны и не совсем в своем уме. Но когда человек не в своем уме, ему лучше помочь или вообще не трогать – не обращать внимания. А от уголовного преследования лучше не станет никому.

 

Дарья Маркова, литературный критик

Нет, не заслуживают. Вообще не заслуживают преследования, не говоря уж об уголовном. В худшем случае тот, кто посчитал себя оскорбленным, может подавать на них в суд. Им вменяют хулиганство – «грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу». Но преследования требует неуважение к обществу, которое раз за разом выказывают власть предержащие, а не разоблачение, которым юродствующие спокон веку и занимались. Жест – как его ни назови: перформанс, провокация, панк-молебен и т. д. – Pussy Riot больше всего похож именно на юродство.

 


Присоединяйтесь к нам

КОММЕНТАРИИ

Рубрики

Новое