Ваш отзыв

Комментарий


Закрыть


Тексты / Обзоры /Дежурный ревизор

НОВЫЕ РУССКИЕ СТУДЕНТЫ. Все «за» и «против» обучения за границей и в России

НОВЫЕ РУССКИЕ СТУДЕНТЫ. Все «за» и «против» обучения за границей и в России

Тэги:

Собрать в интернете кучу бытовых историй и полезной информации об обучении за границей легко. Нелегко понять лишь одно: что с этими людьми будет дальше? В какой стране они будут нужны и зачем? Корреспондент «Медведя» объехал несколько европейских университетов, чтобы попытаться ответить на этот вопрос. 

Сколько российских студентов сейчас учится за границей? По грубым прикидкам – около 50 тысяч человек. Цифра огромная и с каждым годом растет. И если раньше, говоря о проблеме утечки мозгов, в основном имели в виду специалистов, то теперь она вышла на новый виток. Уезжает самая активная часть молодежи, те, кто не идет по накатанной дорожке «ЕГЭ – репетиторы – бесплатный университет», а прокладывает новый путь: «сбор информации – тест по иностранному языку – оформление документов – иностранный университет».

 

Миф о богатых студентах

Текст: Дмитрий Ромедик

Существует миф, что за границей в основном учатся дети богатых, эдакие оболтусы, которых родители за шкирку тащат в светлое будущее. Однако реальность оказалась несколько иной. За все время странствий и скитаний по Европам и многочисленных разговоров с российскими студентами мне удалось выйти лишь на одну представительницу uppermiddleclass, то есть выше среднего, из Нефтеюганска, которую родители послали в Лондон учиться на модельера. Возвращаться на бескрайний Север она не собирается, справедливо рассудив, что лучше искать работу в одной из четырех столиц мировой моды, чем обшивать жен нефтяников.

Правда, одна из студенток рассказала про загадочный женевский филиал МГУ, в котором корочку самого престижного российского вуза получают отпрыски лучших семейств нашей страны, практически не отлучаясь от чистого, как Байкал, Женевского озера и драйвовых, как «Формула-1», ночных клубов. И действительно, такой вуз есть. На нем три факультета – юридический, географический и почему-то актерского мастерства. И если причины создания юридического факультета по-человечески понятны – Швейцария все-таки, то последние два – выше нашего понимания. Получать в Женеве актерский диплом на русском языке сродни покупке пятой виллы на Средиземном море (как говорят наши украинские кузены, «шоб було»).

Впрочем, дети богатых родителей – это частность, не влияющая на общую картину. Во-первых, потому что богатых просто мало, а во-вторых, в обычных университетах они не учатся, все больше в дорогих, и просто так в университетском кафе их не встретишь. Бывают, конечно, исключения. Так, например, сын Михаила Ходорковского Павел учился в Массачусетсе в совершенно обычном Babsoncollege, потому что в более престижный не поступил.

Есть случай и более чудесный, про детей крупных областных чиновников с Урала. Родители предложили деткам любой город в Америке на выбор. Детки посмотрели на карту и ткнули в Гавайи, вовремя сообразив, что уж там-то им скучно точно не будет. И действительно, учеба на вечном курорте, когда учиться не хочется, превращается в бесконечную попойку. В общем, когда процесс обучения этих двух уральских самородков растянулся на непростительно долгий срок, родители перестали присылать им деньги, и они плавно переместились сначала на пляж (благо там вечное лето и есть душевые кабинки), а потом, не поладив с местными папуасами, ночующими на пляже, перебрались на кладбище. На кладбище было хорошо и безлюдно – у гавайских туземцев существует поверье, что души предков ночами выходят из вечной спячки и делают всем немножечко нехорошо. Поначалу души предков студентов не трогали, и те несколько месяцев тусили между могил, но потом что-то они не поделили, потому что еле унесли оттуда ноги, причем бежали до самого Урала.

Вообще, обучение в американском колледже – это процесс несколько отличный от нашего. У нас в начале сентября студент подходит к специальной доске, на которой вывешено расписание: учебная часть решила, какие предметы и в какое время будут изучаться ближайшие полгода. В Штатах же существует определенная схема, в рамках которой студент сам решает, какие предметы выбрать для изучения в семестре. Если студент трудолюбивый, он может набить расписание под завязку и стать бакалавром через три года (стандартный срок – четыре), а может брать один или два предмета в семестр и учиться до скончания века.

образование  образование

 

Романтики и бюрократы

На первый взгляд учеба за рубежом – сплошная романтика. Вырваться от родителей не просто территориально, а в качественно другой мир. Впрочем, романтика эта разбивается о сбор многочисленных бумажек. Так что «за запахом тайги» абитуриент едет с рюкзаком, основательно набитым справками, характеристиками, нотариальными копиями, банковскими балансами и так далее. Причем бюрократия преследует студентов повсюду и даже в ситуациях, казалось бы, безобидных есть шанс наскочить на мину, так что саперная лопатка в этом рюкзаке не помешает.

Марине, жизнерадостной двадцатипятилетней студентке магистратуры Дюссельдорфского университета, повезло: в роли саперной лопатки выступает ее муж, проживший в Германии более десяти лет и поднаторевший в тонкостях немецких законов.

«Заплатила я за студенческое общежитие задаток, семьсот евро, – рассказывает Марина, – а они говорят: “Как только вы оттуда съедете, вам деньги вернут”. Я съезжаю, а они составляют протокол, что в комнате есть дефекты. И это при том, что я там почти не жила, а жила у мужа (Марина только вышла замуж). Они не верят и говорят: “Платите за ремонт, будем перекрашивать стену. Вы подписали договор”. На моем месте любой заплатил бы, и только благодаря вмешательству мужа я продолжаю отстаивать свои права. Он им позвонил: “А вы знаете, что договор недействителен, потому что эти правила уже отменили?” В университете опешили, они не предполагали, что за студента может кто-то заступиться. В итоге мы будем с ними судиться».

Мы сидим в университетском кафе, кругом студенты на травке, где-то даже растут (невероятно, но факт) пальмы. Университет вытянут в длину минимум на километр. И вот ты идешь, идешь, а вокруг университет, университет… Улыбчивые инфантильные профессора сидят на травке вместе со студентами. В университете как раз день открытых дверей. Я подхожу с европейской улыбкой к преподавателям за столиком и спрашиваю их что-то про русских студентов. Я не знаю немецкого, я спрашиваю по-английски. Они не отвечают, они с дружеской улыбкой распознают во мне самозванца. Они зовут кого-то из начальников. Мне приходится открыть карты: я журналист. Начальство тоже улыбается и советует позвонить в отдел маркетинга. Вопрос у меня простой: сколько русских у вас учится? Ну хотя бы примерно… Однако ответ получить так и не удается.

И вот это ощущение – поскреби дружелюбного европейца, и тут же наткнешься на кондового бюрократа – сопровождает меня, пока я двигаюсь из одного университета в другой, все время. Инфантильная улыбка, инфантильное поведение – защитный механизм от неприятных новостей. Ребенок защищен сюсюканьем.

В бельгийском Брюгге хозяйка гостиницы – сама приветливость.

– А можно еще на день остаться? – спрашиваю я.

Это очень важно для меня.

– Комнату зарезервировали, – вежливо отвечает хозяйка, – но подождите до десяти утра, если они не подтвердят, то сможете остаться.

Я возвращаюсь в десять. Хозяйке не терпится сообщить радостную для меня новость:

– Нет, увы, комната занята.

Она так искрится радушием, что мне хочется руки ей целовать за все то хорошее, что она для меня делает.

…Потом они удивляются, почему дикая Россия побеждала в войнах, ликвидировала аварии на АЭС, запускала людей в космос, но при этом в быту так беспомощна и живет в нищете. А это потому, что русские – люди взрослые. Над ними нет воспитателей. Оттого и проживают они свою жизнь с грубым нарушением технологического процесса. И умирают раньше. Плевать им на бюрократические инструкции и весь этот политес. Европейцы – дети, они прислушиваются к монотонному гулу своей бюрократической машины, как к воспитательнице. Изредка шалят – жгут автомобили и бьют витрины. И надо признать, что в мире победило общество послушных детей. Взрослые русские борются с суровой природой: пьют вприсядку, хамят медведям, вправляют мозги балалайкам, однако даже «Ладу Калину» не могут сделать качественно. Но уж если где-то по-настоящему грохнет – от Чернобыля до мировой войны, то евробюрократ растеряется – на этот случай инструкций не предусмотрено, зато русский человек, как взрослый, а значит, знающий жизнь и привыкший брать ответственность на себя, просто совершит Подвиг.

образование

 

Патриоты и космополиты

Как это ни парадоксально, но именно дешевизна обучения часто становится решающим фактором, определяющим желание учиться в другой стране.

Есть страны, где обучение бесплатное или дешевое, но они не пользуются популярностью среди русских студентов по другим причинам – поступить, например, в университет в Люксембурге почти нереально в силу очевидно низкой пропускной способности. Еще недавно бесплатно можно было учиться в Швеции, причем сдав тест на знание английского языка, что принципиально для большинства студентов. Сейчас наибольшей популярностью в сегменте доступного высшего образования пользуется Германия, где не так давно денег не брали, а сейчас надо все-таки платить по 500–700 евро в семестр разных сборов, но, согласитесь, это ерунда. Немецкий один из самых изучаемых в России языков, да и абитуриентов наших они принимают охотно. Поэтому русских студентов там около 10 тысяч, кроме того, много русскоязычных студентов из ближнего зарубежья и эмигрантов. В сумме это дает эффект присутствия. Идешь, допустим, по Дюссельдорфскому университету, и русская речь не дает себя забыть.

Марина из Дюссельдорфского университета – коренная москвичка из семьи с более чем скромным достатком. Поступила на общих основаниях. По окончании университета хочет вернуться в Москву, и это отличает ее от многих наших студентов, с которыми я общался. Правда, учится Марина лишь первый год, возможно, не успела привыкнуть.

Мне вспоминается история с гарвардскими студентами-первокурсниками из России. Когда-то на американском русскоязычном канале в конце девяностых я услышал интервью с двумя симпатичными молодыми людьми. Они жутко ненавидели все американское, клятвенно заверяли, что вернутся в Россию при первой же возможности. Их риторика напомнила детский лепет в летнем лагере. Вдалеке от родителей дети часто хотят домой (а ведь никому в голову не придет называть это патриотизмом), но потом, глядишь, осваиваются – речка, волейбол, походы... Бывает, правда, и наоборот: дети ноют до конца смены, то есть это всего лишь вопрос адаптации... По иронии судьбы года через три я слушал интервью с одним из этих ребят. К тому моменту он, уже почти закончив престижнейший американский вуз, по-русски говорил если не с акцентом, то уже с англо-американской интонацией, рассказывал о том, как планирует продолжить карьеру: возвращение в Россию в его планы не входило.

Возвращаясь же к Марине, уместно упомянуть, что человек она верующий, православный. Возможно, это так же влияет на ее желание в конечном счете жить в России. Но вот и противоположный пример – девочка Саша, которая учится на факультете прикладной математики в университете Лондона. У нее, правда, немного другая ситуация, она приехала в Берлин с родителями из Минска. Приехав в четырнадцатилетнем возрасте и окончив немецкую школу, Саша не любит все немецкое. В школе к иностранке относились неприязненно, да и вообще немцы, по ее словам, ужасные ксенофобы. В итоге девочка поехала учиться в Лондон. Здесь, по ее словам, никакой неприязни по отношению к иностранцам вообще нет. (На что наш автор Алексей Ковалев возражает – есть, и еще какая.)

Однако вся эта история с европейской ксенофобией очень субъективна. Та же Марина рассказывала: когда-то она принимала участие в круглом столе по вопросам освещения России, и корреспондент одного солидного немецкого журнала как раз делился: «Я был бы рад писать о России хорошо, но наш читатель ждет критики, и, соответственно, мой редактор ждет от меня того же».

Да я и сам наблюдал в северонемецком Оберхаузене такую картину: на автобусной остановке негритянка с коляской пробивалась к входу, немцы очень неохотно расступались. В последний момент успела, втиснула коляску в автобус, двери закрылись на коляске, снова открылись, она наконец зашла. Чуть не плача. Автобус уже готов был тронуться, и вдруг, как по заказу, подходит другая женщина с коляской, немка. Двери снова открываются, автобус наклоняется, чтобы въезд оказался вровень с платформой.

Впрочем, соседние народы платят немцам той же монетой. Например, когда мы приехали в пограничный с Германией голландский поселок городского типа Херенберг и зашли в местный музей – феодальный замок Хуисбург, то набросившийся на нас экскурсовод (прекрасно говоривший по-немецки), как только распознал в нас по акценту не немцев, расцвел в такой улыбке, что сразу стало понятно, что немцев он не терпит. Но если у голландцев обида на немцев за Вторую мировую войну, то за что обида у французов на англичан – непонятно, вероятно, до сих пор не могут простить им Жанну д'Арк.

Не любят все и всех. Голландцы – немцев, немцы – турков, поляки – русских, англичане – французов. Даже во всеобщей нелюбви к евреям и цыганам нет ничего исключительного. Если бы французы или, не дай бог, русские покочевали по странам и континентам да пожили среди других народов, уверяю, завоевали бы к себе точно такое же отношение.

И в этой ситуации всеобщей настороженности нашим студентам необходимо решать, хотят ли они жить в Европе после окончания вуза или нет. Миф о Европе как о рае развенчивается у них на глазах: жесткая бюрократия и холодная неприязнь к чужим. При этом, объективно, намного больше возможностей для самореализации и намного больше бытового благополучия, чем в России.

 

Лишние люди и пятая колонна

Восприятие ситуации удивительно зеркально. Марина не любит Германию за то, что немцы не любят русских, и хочет вернуться в Москву, а вот Лена из Череповца всю жизнь стремилась вырваться, учила немецкий в институте, поступила в университет в Кельне, завела немецкого бойфренда, нашла работу и возвращаться не хочет ни под каким соусом. Даже ощущая себя между двух сковородок, «лишними», такие молодые люди, как Лена, часто решают остаться.

При этом она рассказывала про монгольских студентов, которые маниакально стремятся на родину. Надо сказать, загадочный монгольский след присутствует и в других университетах, их везде по чуть-чуть, и все они собираются вернуться в Монголию (как следует из анекдота – самую независимую страну мира, от которой ничего не зависит). Причем отловить хоть одного монгольского студента у меня не получилось, уж очень верткие они оказались, постоянно выскальзывали. Пару раз на вопрос о монголах мне растерянно отвечали: «Только что пробегали», – и задумчиво смотрели вдаль, а один раз спросили: «А казах не подойдет?» Два раза предьявили китаянок. Китаянки робели, боялись смотреть в глаза большому белому мужику и со всем соглашались, даже с тем, что они монголки.

Китайцы – самая многочисленная группа студентов во всех развитых странах. И политика Китая в данном случае такова: мировая экспансия возможна через ассимиляцию. Достаточно каждому китайцу оплодотворить некитаянку (и наоборот), и весь мир будет заселен китайцами. Этот опыт неплохо бы и нам взять на вооружение (хотя наших, конечно, меньше).

И некоторые уже взяли. История написания диссертации одной моей новой знакомой – практически роад-муви. Начала писать она ее в аспирантуре в Москве. Затем влюбилась в чеха и нашла аспирантуру в Чехии – сменила научного руководителя, тему. Но еще через год у нее закрутился новый роман, со словаком, и... она переехала в Братиславу, где снова, с каким-то маниакальным упорством, поступила в аспирантуру. Звучит анекдотически, но эта история напоминает простую вещь – любовь важнее патриотизма.

Как правило, ассимилируются те, кто успел поучиться в школе в этой стране, начал хотя бы на пару лет раньше. Те же, кто приехал позже, раствориться в среде не смогут ни при каких обстоятельствах и всегда будут «русскими», то есть зависеть от барометра общественного настроения. Студенты же как раз посередине – возможно, раствориться не смогут, но смогут легко освоиться, поэтому их, как хомячков, раздирает на части.

Но – парадоксальным образом – даже эта новая утечка мозгов работает на нас. Оставшись жить и работать за границей, эти вчерашние студенты становятся адвокатами нашей страны, причем поддерживают нас уже на совершенно новой орбите. Это наша «пятая колонна» в хорошем смысле этого слова. Это европейские русские, то есть совершенно новая общность людей, не ассимилированных, но интегрированных в западное общество. Это русский «китайский вариант». Если смотреть на ситуацию именно с этой точки зрения, тогда все становится на свои места и эти, казалось бы, «лишние люди» превращаются в новую социальную прослойку – русских европейцев, то есть в наш форпост. Для каких битв – посмотрим… 

образование

 

Памятка для новобранцев

Текст: Наталья Гурова

Как показывают статистические отчеты, большинство россиян предпочитают США и Европу. Редкие чудаки выбирают Азию или Африку. Когда берешь в руки карту мира, охватывает чувство священного трепета: а может быть, во Францию, или в Испанию, или все-таки стоит остановиться на Америке, там дают внушительные гранты? Что бы ты ни выбрал, на деле процедура поступления сводится к нескольким одинаковым, но трудоемким этапам. Выучить язык, подготовить и перевести документы, написать мотивационное письмо: «Почему я хочу учиться именно там?», в особо изощренных случаях – «Какую пользу я принесу своей стране, когда вернусь обратно?». Как правило, на последний вопрос приходится отвечать тем, кто претендует на грант или стипендию. И отвечать не совсем честно. Для гражданина России, на деле практикующего поговорку «хочешь насмешить Бога, расскажи ему о своих планах» и не привыкшего хвалить себя в открытую, такие задания вызывают сложности.

Подход к обучению и оценке его качества у нас в стране и за рубежом сильно различается. Но заранее паниковать не стоит. Нашпигованные многочисленными знаниями и фактами, мы можем показать себя с лучшей стороны и в иностранном университете. Наше образование еще по-постсоветски обширно, как и вся Россия. Шестиклассник знает, где находится Англия, а вот шестиклассница из города Честера, что в той же Англии, может и не знать, что Россия – самая большая страна в мире.

У Паши с детства была мечта уехать на учебу в Германию. Мальчика тяготила неустроенная с финансовой точки зрения жизнь его семьи, сложности с поиском работы при отсутствии личных связей, постоянная грязь и малое количество солнечных дней в году. Он понял, что в Германии любят порядок и схемы, и, если следовать им, можно получить все, что хочешь. Диплома с «пятерками» у него не было, хороших отношений с преподавателями тоже, но мотивация была огромная. «Меня могут остановить две вещи: лишение свободы и физическая расправа», – сказал он как-то. Все документы ему удалось подготовить собственными силами, поставить нужные печати и подписи. И его приняли. План сработал. Правда, как и многие великие махинаторы, он подскользнулся на банановой кожуре: забыл оформить нужную визу, поэтому через три месяца был выдворен из страны с запретом въезда на пять лет. «Ну и что? Главное, что я посмотрел, как они там живут, учатся, работают», – сказал он.

У Тани диплома о высшем образовании не было вообще, но в 26 лет получать бакалавра даже в Европе как-то странно. Правда, была у девушки одна особенность – умение общаться. Разве не это в конечном счете самое главное в жизни? Всю свою сознательную жизнь она тусовалась с художниками, дизайнерами и просто творческими людьми. Многое научилась делать сама, освоила программы и вдруг уехала в Амстердам. Пробыв там с год, ей удалось поступить в Академию искусства, миновав все бюрократические препоны. Как? Просто познакомилась с нужным преподавателем, пока тот курил на крыльце, разговорилась, показала свое портфолио. Девушку приняли в вуз. Правда, помогло еще то, что у нее двойное гражданство.

Для некоторых учеба становится настоящей кнопкой «escape». После первого высшего в Саратове, аспирантуры, скучной работы в налоговой с окладом в 7 тысяч рублей Швеция для Кати, никогда до этого не бывавшей за границей, стала новым миром. «Ты знаешь, я здесь просто отдыхаю», – ответила она на вопрос, зачем ей все это. Хотя и жалуется на бессонные ночи, сложности в общении с китайцами и индийцами, финансовую недостаточность и, как следствие, отсутствие мяса и хлеба в рационе, но довольна всем, что там с ней происходит.

Романтики другого склада, с бунтарским взглядом на жизнь, готовы уезжать за знаниями, чтобы потом вернуться домой, снести все до основания и сделать все, как надо. Наташа еще только собирается в Америку и совершенно искренне говорит о том, что «здесь я не могу найти единомышленников. Я хочу учиться в той стране, которая считается первой в мире в области моих интересов, а потом вернуться и преодолеть существующую здесь систему».

Практически все гуманитарии, с которыми мы говорили, не видят принципиальной разницы между российским и иностранным образованием. «Можно было и не ехать», «Потерянное зря время, разве что язык подтянуть», «Минимум обещанной практики, максимум тяжеловесной теории» – так говорят студенты, учащиеся за границей на гуманитарных факультетах. При этом технари почти всегда остаются довольны: их ждет много лабораторных опытов, практических занятий, экскурсии в современные испытательные центры и даже на адронный коллайдер, возможность не только побаловаться в лаборатории, но и вырастить собственный проект и продать его заинтересовавшейся фирме. Или продолжить ставить сложные научные опыты.

Даже при всей теоретичности гуманитарного образования оно отличается от российского живыми дискуссиями, ориентацией на работу в команде, заданиями по созданию собственного проекта. Здесь нет понятия «списал», потому что система давно отказалась от зубрежки, заточена на «подумать» и «обсудить». Лекции строятся таким образом, что студент читает материал до встречи с преподавателем, то есть работает на опережение. Все расписание и необходимые материалы приходят каждому студенту на электронную почту заранее. Оповещения об отменах или дополнительных занятиях тоже не проходят мимо тех, кто почему-то не узнал об этом в университете.

Близок к человеку не только компьютер, но и преподаватель. Они, не стесняясь, садятся на стол во время семинаров, а вечером могут выпить вместе со студентами кофе или сходить на выставку. Еще один бонус – возможность самостоятельно формировать свой курс обучения. Конечно, у любой специальности есть своя программа и базовые дисциплины, но никто не ограничивает студента добирать интересующие его предметы. На этом стоится вся Болонская система образования – система кредитов. Чтобы перейти на следующий курс, нужно набрать 120 кредитов, например. За каждый успешно сданный предмет начисляют определенное число кредитов. Есть обязательные, а есть те, которые студент должен выбрать сам. С одной стороны, не полная свобода, с другой – определенная гибкость.

Если у студента не очень много денег, то ему приходится снимать квартиру вместе с кем-нибудь или делить комнату в общежитии с другими студентами. Соседом может оказаться кто угодно. И волей-неволей к привычкам «сокамерника» придется привыкать. Китайцы, например, жарят селедку, запах которой не то чтобы очень сладок и приятен. Финны любят слушать громкую музыку, но не очень любят разговаривать. Индийцы не пользуются мылом и т. д. Могут случаться ссоры. Но люди сначала учатся друг друга терпеть, а потом не могут друг без друга жить. Такое тоже бывает. Обычно в университетах развитых стран сильны общественные организации и студсоюзы, которые призваны сдружить всех друг с другом, организовывать досуг и всячески помогать жить на новом месте. Например, когда студент только прибыл в новую страну, к нему прикрепляют тьютора, такого же студента, помогающего адаптироваться новичку: он выдаст ключи от комнаты, объяснит, где можно пообедать и постирать белье. Самой популярной и давно прижившейся инициативой студсоюзов стали кулинарные вечеринки. Студенты из разных стран готовят национальные блюда, а потом устраивают их коллективное поедание. Бывает русский день с борщом и блинами, испанский – с паэльей, шведский – с фрикадельками.

После того как последний борщ съеден, а диплом получен, у студента, привыкшего к размеренному быту, возникает новый кризис. Кризис возвращения. Говорят, что недаром все программы обучения длятся не больше двух лет, потому что это то время, когда человек впитывает в себя ценности другой страны, но не «перерождается», то есть он, как и раньше, принадлежит культуре той страны, откуда вышел, поэтому возвращается назад. Однако никто не мешает ему продолжить обучение или попробовать поискать работу на новом месте. Тем не менее экзистенциальный выбор все равно приходится делать. Некоторые берут для этого тайм-аут на полгода-год, другие понимают, что Россия с иностранным дипломом хороша для карьеры, но не для быта. Европа и США привлекают спокойствием и комфортом, но это не твоя страна. Возвращаться с работы и пересматривать «Приключения Электроника». Со слезами или со смехом.

 

Хорошо ли там, где нас нет

Каждый год будущие студенты выбирают вуз по вкусу, кошельку и желаниям. Наш корреспондент Наталья Гурова систематизировала все «про» и «контра» учебы в нашей стране и за рубежом. А помог ей в этом Александр Беляков, кандидат филологических наук, консультант Alumniportal Deutschland в Украине, представитель Украины в Ассоциации студентов и выпускников программ

«Эразмус Мундус», любезно согласившийся прокомментировать  основные аргументы «за» и «против».

 

Учиться за границей

образование

ШИРОКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТРУДОУСТРОЙСТВА ПО ВСЕМУ МИРУ, В ТОМ ЧИСЛЕ И У СЕБЯ НА РОДИНЕ. «Не секрет, что многие программы МВА основаны на западном опыте. Ряд европейских дипломов просто необходимо иметь, если вы рассчитываете на карьеру в корпорациях. Некоторые вакансии даже не предлагаются тем, у кого нет западного образования. И местные олигархи тоже охотятся за выпускниками издалека. И отчасти это оправданно.

У меня были довольно смешные случаи, когда коллеги не понимали очевидных вещей, так как не обучались и не стажировались за рубежом. В одной международной организации наша секретарь полдня билась над отчетом, не понимая, что написать о „доступе 24/7“. Она думала, это технические характеристики какого-то прибора. Но речь шла о времени — 24 часа в течение 7 дней». 

ВОЗМОЖНОСТЬ ИЗМЕНИТЬ ЖИЗНЬ И САМОГО СЕБЯ.

ЗНАТЬ ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ. Для сотрудничества и бизнеса за границей. «Если мы не собираемся за железный занавес, надо понимать партнеров, а для этого учиться и стажироваться в их среде. Приятные загранкомандировки или отпуск возможны тогда, когда вы знаете язык и страну».

ДЛЯ ПОКУПКИ НЕДВИЖИМОСТИ. «Инвестиции в недвижимость за границей, пользующиеся все большей популярностью, эффективнее, проще и дешевле, если вы уже учились в стране». 

ДЛЯ КУЛЬТУРНОГО ОБМЕНА И САМОРАЗВИТИЯ.

ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ НАМНОГО БОЛЬШЕ ПРАКТИЧЕСКИХ

НАВЫКОВ ВО ВРЕМЯ УЧЕБЫ.

ДЛЯ ПОСТРОЕНИЯ СЕРЬЕЗНОЙ НАУЧНОЙ КАРЬЕРЫ.

МОЖНО ПОЛУЧИТЬ ВНУШИТЕЛЬНЫЙ ГРАНТ НА ОБУЧЕНИЕ

ИЛИ ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ.

ОТДОХНУТЬ. Несмотря на интенсивную учебу, многие говорят, что весь процесс увлекателен, интересен, к услугам студентов круглосуточные библиотеки, недорогие фитнесцентры, возможность проявить себя в творчестве. 

ЧТОБЫ ОСТАТЬСЯ ТАМ ЖИТЬ. Ряд стран (Германия, Нидерланды и др.) дают логичную возможность выпускникам своих вузов побыть в стране после окончания, например для поиска практики. В ФРГ можно до двух лет продлевать вид на жительство для поиска работы по специальности. А если вы нашли работу, легче оформить документы и на более длительный срок. Нидерланды дают вид на жительство на полгода, но если смириться с бюрократической процедурой, этот срок станет дольше. Дания предоставляет к виду на жительство бесплатное медицинское и социальное обслуживание.

 

Не учиться за границей

образование

РАЗРЫВ ОТНОШЕНИЙ С БЛИЗКИМИ ЛЮДЬМИ ИЛИ СЛОЖНОСТИ В ОБЩЕНИИ С НИМИ.

ПРИЗЫВ В АРМИЮ. «Увы, но она дается один раз. И хотя законодательство об образовании позволяет получить академотпуск на время учебы за рубежом, на практике за это хотят взятки. Нередки случаи, когда подавших заявления на академотпуск студентов позже исключали „по собственному желанию“, что грозило повесткой». 

МОЖНО ЛИШИТЬСЯ РАБОЧЕГО МЕСТА. «Наших выпускников или ученых, повышавших свою квалификацию за рубежом, на родине часто никто не ждет. Учеба или исследования требуют определенного времени. Но отпускать на такой срок руководство редко согласно. А кто-то и просто завидует... Есть непоколебимое штатное расписание, так что конкуренты будут рады вашему отъезду». 

образование

НЕ ВСЕГДА ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ КАЧЕСТВЕННОЕ. «Стоит серьезно подумать об учебе за рубежом, если ваша сфера интересов там слабо представлена. Не всегда точные науки, особенно теоретические исследования, в ряде иностранных вузов лучше российских». 

НЕОБХОДИМОСТЬ МЕНЯТЬ ЛИЧНЫЕ ПРИВЫЧКИ, РАЦИОН ПИТАНИЯ И СТИЛЬ ЖИЗНИ.

СЛОЖНОСТЬ В АДАПТАЦИИ ИЛИ СОЦИАЛЬНАЯ НЕЗРЕЛОСТЬ.

образование

КРИЗИС САМООПРЕДЕЛЕНИЯ. Уехав на учебу в другую страну, рано или поздно вы столкнетесь с выбором: оставаться или возвращаться.

А будущее и в том и в другом случае туманно.

ДОРОГОВИЗНА ОБРАЗОВАНИЯ. Если вы не обладатель гранта, покрывающего все расходы. 

ПРОБЛЕМЫ СО ЗДОРОВЬЕМ. Во многих странах мира, например, купить антибиотики в аптеке нельзя, нельзя вызвать скорую или купить лекарства серьезнее аспирина.

образование

БЮРОКРАТИЧЕСКИЕ ПРЕПОНЫ. О них можно и не догадываться, если не знать местных законов. Так, арендную плату за квартиру в Германии

могут повысить, потому что вы не перекрашивали стену на кухне раз в месяц, как было написано в договоре...Или забыли продлить срок действия визы.

 

 

Учиться в России

образование

ПОЛУЧИТЬ ОТСРОЧКУ ОТ АРМИИ.

ПОЛУЧИТЬ БАЗОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. «Но есть одно „но“: а что потом делать с этими многочисленными молодыми людьми с приличным средним образованием? Эрик Райнерт в книге „Как богатые страны стали богатыми и почему бедные страны остаются бедными“ писал: „Примеры успешного экономического развития показывают необходимость обеспечивать одновременно поток образованных людей и достаточное количество рабочих мест, на которых они могли бы применять свои знания. Такое двойное усилие по удовлетворению одновременно спроса и предложения на образованных людей всегда было признаком успешного развития... Страны, которые занимаются только одной стороной проблемы — предложением, дают образование будущим эмигрантам“». 

ИЗ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА.

ИЗ ПРАГМАТИЧНОГО РАСЧЕТА.

ИЗМЕНИТЬ ЧТО-ТО В СИСТЕМЕ К ЛУЧШЕМУ и насладиться российским студенческим бытом. 

образование

В СТРАНЕ ВСЕ ЕЩЕ МНОЖЕСТВО ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПОЛУЧИТЬ ОБРАЗОВАНИЕ БЕСПЛАТНО.

ВОЗМОЖНОСТЬ НЕ МЕНЯТЬ СВОИ КУЛЬТУРНЫЕ ПРИВЫЧКИ. Знание местных правил игры. 

ОПОРА НЕ НА ЗАКОН, а на личный контакт, что подразумевает не только личные связи. Поговоришь по душам в деканате — и нужная печать у тебя в кармане. 

ОБЗАВЕСТИСЬ СВЯЗЯМИ В ТОЙ СТРАНЕ, где будешь жить. 

ВОЗМОЖНОСТЬ СОВМЕЩАТЬ УЧЕБУ С РАБОТОЙ по некоторым специальностям. 

СЧАСТЬЕ ГОВОРИТЬ С ОКРУЖАЮЩИМИ НА СВОЕМ ЯЗЫКЕ.

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ СДАЧА ЕГЭ ОСВОБОЖДАЕТ от сдачи многочисленных экзаменов, но не освобождает от подготовки к ним и трат на репетиторов. 

ИЗ РОМАНТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ.

 

Не учиться в России

образование

ПОЛУЧЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НЕ ГАРАНТИРУЕТ завидной карьеры. 

РОССИЙСКИЕ ДИПЛОМЫ все еще со скрипом признают в других странах мира.

НЕДОСТАТОК МАТЕРИАЛЬНОЙ БАЗЫ и отсутствие практических занятий по многим специальностям. 

образование

ПЛОХОЕ ВЛАДЕНИЕ ИНОСТРАННЫМИ ЯЗЫКАМИ.

КОРРУПЦИОННЫЕ СХЕМЫ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, которые мешают и поступить в университет, и учиться в нем.

НЕСВОБОДА В ВЫБОРЕ СОСТАВЛЯЮЩИХ ПРОГРАММЫ КУРСА. Если сказано, что нужно сдать физкультуру или бесчисленные „введения в...“, — значит, нужно обязательно сдать. 

образование

ВСЕГДА СЛОЖНО ПОНЯТЬ, ПОКА НЕ ПОПРОБУЕШЬ НА ПРАКТИКЕ, НАСКОЛЬКО ОБРАЗОВАНИЕ КАЧЕСТВЕННОЕ.

СЛОЖНОСТИ С ТРУДОУСТРОЙСТВОМ и адекватной практикой.

НИЗКИЕ СТИПЕНДИИ.

образование

МЕНТОРСКИЙ СТИЛЬ ПРЕПОДАВАНИЯ. Лектор все еще сторонится неформального общения со студентом. 

НЕДОСТАТОЧНАЯ ДОСТУПНОСТЬ НОВЫХ КНИГ, научных работ, передовых исследований.

 

Средний студенческий бюджет за границей (месяц, евро)

Жилье – 300–800

Телефон (интернет) – 30–50

Еда – 150–200

Одежда – 40–80

Гигиена – 40–70

Учебные материалы – 20–70

Транспорт – 30–80

Досуг – 50–100 

Всего – 660–1 490

 

10 советов потенциальным студентам

Досконально изучить учебные планы и образовательные программы в интересующих вас университетах и странах. Лучше списаться с ними по электронной почте или даже съездить в страну, где собираетесь учиться. 

Поискать в интернете возможности финансирования вашего образования за рубежом. Европа и США предоставляет перспективным студентам стипендии и гранты, покрывающие расходы. 

Выучить хотя бы один иностранный язык и получить сертификат, подтверждающий его знание: IELTS, TOEFL, TestDaF, DELF, DELF, DELE и т. д. 

Перевести все необходимые документы на иностранный язык и заверить их в своем учебном заведении или у нотариуса. 

Получить рекомендации от преподавателей или работодателей и перевести их на иностранный язык. 

Подавать документы на поступление сразу в несколько учебных заведений или даже стран. 

Заранее обеспокоиться поиском жилья, если университет не предоставляет общежитие. 

Накопить денег на первое время или же на весь период обучения. А может быть, поискать подработку через интернет, чтобы обеспечить себя финансами. 

Составить список трех вещей, которые возьмете с собой на необитаемый остров. В каждой стране этот список будет своим. Где-то невозможно найти лекарство от ангины, а где-то нет гречки. 

Изучить культурные традиции и особенности страны, куда собираетесь ехать. Настроиться на открытость и взаимодействие с аборигенами, чтобы быстрее адаптироваться.

образование

образование

Иллюстрации: Мария Соснина

Опубликовано в журнале «Медведь» №152, 2011


Присоединяйтесь к нам

КОММЕНТАРИИ

Рубрики

Новое