Ваш отзыв

Комментарий


Закрыть


Видео / Портреты /Неформалы

За что боролись? Материалы закрытой конференции русских рок-звезд

За что боролись? Материалы закрытой конференции русских рок-звезд

Тэги:

В одном из московских клубов прошел закрытый семинар «Рок-культура в борьбе за…». Событие нерядовое. Не так уж часто рок-сообщество встречается для обсуждения своих проблем и проблем страны. Такие встречи практиковались в древние времена советских рок-клубов и рок-лабораторий. Но новая эпоха — успех, деньги, слава, возраст — развела тех, кто когда-то стоял на сцене плечом к плечу.

Тем не менее сообщество существует. Впервые за много лет собрались за одним столом звезды главных школ русского рока: ленинградской, московской и свердловской. Питер представляли лидер группы «Телевизор» Михаил Борзыкин, бывший музыкант «Аквариума» и основатель легендарного андерграундного клуба TaMtAm Всеволод Гаккель, Евгений Федоров (Zorge, Tequilajazzz, «Объект Насмешек»), сооснователь «Аквариума» поэт и драматург Анатолий «Джордж» Гуницкий. Москву — лидер «Центра» Василий Шумов, Александр Кутиков из «Машины времени», журналист и музыкант Александр Липницкий («Звуки Му», «ОтЗвуки Му»). Cвердловск — Настя Полева («Настя»), композитор Александр Пантыкин («Сонанс», «Урфин Джюс», «Кабинет»), Дмитрий Умецкий («Наутилус Помпилиус»), Егор Белкин («Урфин Джюс», «Наутилус Помпилиус», «Настя»), Алексей Могилевский («Наутилус Помпилиус»). Плюс продюсеры, рок-журналисты, дизайнеры, менеджеры, ветераны движения.

Формат рок-конференции не является российским изобретением. Подобная встреча состоялась в никсоновской Америке в самый разгар вьетнамской войны. В ней участвовали Джон Леннон и другие тогдашние звезды. Шла речь о необходимости определиться, занять внятную позицию. О конце эпохи хиппи, эпохи иллюзий. О том, в чем суть и предназначение рока: то ли это чистое развлекалово, то ли инструмент в борьбе за гражданские права, то ли нечто близкое классическому искусству.

Похожая проблематика была и на семинаре «Рок-культура в борьбе за…». Рокеры пытались понять, как случилось, что музыка, попадавшая когда-то в самый нерв времени, отошла на периферию общественного внимания. Почему многие из тех, кто так бескомпромиссно боролся с советской системой, спустя двадцать лет превратились в конформистов и соглашателей? Остался ли у жанра потенциал? Что важнее: гражданская позиция или красивые гармонии и успех?

русский рок

Все это не узкопрофессиональные темы. Если вдуматься, они очень похожи на то, что сейчас так горячо обсуждают на митингах и в интеллигентских кофейнях. Любой разговор на актуальные темы сводится сегодня к одному: что важнее — жить хорошо или правильно? и насколько это вообще совместимо?

Точно так же, как и все общество, рок-сообщество сегодня поляризовано. Одни, как Василий Шумов и Михаил Борзыкин, считают, что находиться вне политических событий — творческое самоубийство. Другие — Александр Кутиков, Дмитрий Умецкий, Алексей Могилевский — главную проблему видят в падении музыкального уровня, то есть в вопросах качества. Будут хорошие мелодии — остальное приложится. Или, говоря языком топ-менеджмента, работать надо лучше, а не митинговать. Это противопоставление характерно. Почему-то считается, что писать красиво, но честно и актуально — задача нереализуемая. И ведь действительно, за все тридцать лет из уст протестных рокеров не прозвучало ничего даже отдаленно приближающегося к уровню Imagine. А «чистые музыканты» и виртуозы тем временем все глубже погружались в эскапизм и внутреннюю эмиграцию.

Звучали и другие мнения. Всеволод Гаккель, например, говорил, что произошла элементарная смена поколений, и чтобы звучать сегодня актуально и живо, надо как минимум быть молодым. Показательно, что ни одного музыканта младше 35 лет на собрании не присутствовало. Наглядная демонстрация того, что рок перестал быть делом молодых. У них теперь своя музыка.

Гаккеля опроверг Василий Шумов, рассказав о своем проекте «Содержание», в котором собрал молодые группы активистского рока. Активных, политически грамотных ребят, выступающих на митингах и согласных играть бескорыстно, ради идеи.

Пит Колупаев, организатор легендарного Подольского фестиваля`87, русского Вудстока, которому в этом году исполняется 25 лет, рассказал, как прессовали и запрещали при совке. И сделал парадоксальный вывод: нынешние трудности и запреты по сравнению с теми — детский сад, и в принципе жить можно. Вот в наше время винтили так винтили…

русский рок

Евгений Федоров, представляющий на форуме альтернативное крыло рока, поделился своим опытом партизанского существования вне системы, за рамками шоу-бизнеса. С помощью современных технологий и интернета, резюмировал он, можно стать по-настоящему независимым: от власти, телеканалов, менеджеров, массового спроса. Надо только быть не очень жадным до славы и денег. Даже небольшой круг почитателей при умелой самоорганизации позволяет сегодня группе оставаться на плаву и делать интересную музыку, ту, которую самим хочется.

Разговор шел начистоту. Люди, знающие друг друга много лет, покупавшие в детстве у фарцовщиков одни и те же пластинки Чака Берри, не имеют привычки друг другу врать.

В перерыве, после основной части дискуссии, группа «ОтЗвуки Му» заиграла мрачнейший мамоновский блюз «52-й понедельник»:

 

Вот уже год, как мы здесь.

И каждый этому рад.

Но без пятнадцати шесть

Нам пора назад.

 

Хороший контрапункт ко всему сказанному.

А тишайший и совершенно неполитизированный Сева Гаккель сделал то, чего от него никто не ждал. Взял гитару и запел самую настоящую песню протеста. Только что сочиненную, нервную, злую, ироничную, в духе раннего Боба Дилана.

русский рок

 

Предлагаем вашему вниманию самые интересные, с нашей точки зрения, фрагменты конференции.

 

Егор Белкин — о предательстве идеалов и о том, как жить дальше: «Мы пожертвовали самым основным — музыкой, ребенок выпал из люльки».

 

Александр Кутиков — о пути Макаревича и праве на ошибку: «Мой друг делает очередной выбор, с которым я согласен. Нужно смотреть на все сверху, как на план».

 

Василий Шумов — об активистском роке: «Любой уважающий себя музыкант должен написать сегодня песню протеста». Выступление вызвало оживленную дискуссию среди музыкантов.

 

Петр «Пит» Колупаев — об истории легендарного Подольского фестиваля: «Моей главной мечтой было подорвать устои советского общества».

 

Михаил Борзыкин — о подмене целей и мотиваций: «Разговоры о высоком искусстве кажутся мне лицемерным желанием спрятаться от реальности и стричь гонорар со своей паствы».

 

Евгений Федоров — о партизанских стратегиях в сегодняшнем информационном пространстве: «Мы неплохо себя чувствуем в лабораторных условиях, экспериментируя с жанрами и занимаясь музыкой, которую любим».

 

Благодарим за предоставленные материалы инициаторов и организаторов семинара Виталия Меркушева, Николая Мейнерта и Александра Пантыкина.


Присоединяйтесь к нам

КОММЕНТАРИИ

Рубрики

Новое