Тексты / Общество /Знаменитые фотографии

Знаменитые фотографии. Обнаженная в метро
- 02.08.2012
- автор: Марк Штейнбок
- смотрели: 5762
Тэги:
Борис Минаев:
Фотография в «Огоньке» появилась в 1991 году. Обнаженная женщина на станции метро «Площадь Революции». Торсы и рельефы колхозников, рабочих, солдат и партизан — и настоящее ню. Это была своего рода сенсация. Фотограф Марк Штейнбок шел в ногу со временем — с одной стороны, уже появились художники-акционисты, которые взрывали своими поступками рамки привычного. С другой — как говорил сам Марк, он опирался на опыт кинорежиссеров французской «новой волны» — они любили засунуть в толпу человека с абсурдным поведением и непредсказуемыми действиями и поснимать реакцию людей. Однако реакции не последовало — люди шарахнулись прочь и поспешили отвернуться. Таково было советское воспитание.
Понятное дело — сегодня Марка за подобные эксперименты ожидало бы судебное преследование. Кощунство, хулиганство, подрыв духовных основ государства, или как там еще.
Но другой была не только степень свободы в СМИ («Огонек» был одним из самых тиражных журналов того времени). Другой была не только степень свободы самих художников, журналистов, писателей. Другим было и содержание их поступков.
В этой конкретной фотографии не было никакого подрыва и негатива. Напротив, эта была попытка прорваться сквозь серый, скучный, опостылевший советский мир. Женское тело сияет тут не как интимный объект или объект вожделения — нет. Оно — символ свободы.
Символ прорыва.
Сегодня этого ощущения уже нет.
Прорыв закончился. Дальше нужно снова искать свет в конце туннеля.
А в метро это сделать довольно сложно.
Марк Штейнбок:
Я эту фотографию вначале придумал композиционно и организационно. Подходит поезд метро. Толпа людей вываливается из вагона. В этот момент моя помощница снимает с девушки плащ и быстро отходит в сторону. Люди проходят мимо, а я снимаю их реакцию. Поезд отправляется, моя помощница быстро одевает плащ на девушку. Мы ждем следующего поезда, и все повторяется. Я ожидал от людей совершенно другой реакции. Я думал, они будут останавливаться, глазеть, я сам именно так бы и поступил, а они ускоряли шаг. Для снимка это оказалось даже лучше. Прошло три поезда, и мы на всякий случай смылись.