Тексты / Обзоры /Дежурный ревизор

КНИГИ ЯНВАРЯ. Биографии Миллера, Бетховена, Рериха, Малевич о себе, подруга Сартра, стихи Александра Тимофеевского
- 07.02.2016
- автор: Сергей Тополь
- смотрели: 526
Тэги:
Вдохновенный безумец
Нам в нашей стране явно не хватает – и мы даже не сознаем, насколько не хватает, – фантазера, вдохновенного безумца». Это биография человека «родившегося под счастливой звездой», который не стесняясь говорил о себе: «Я человек путанный, небрежный, безрассудный, похотливый, похабный, шумный, вдумчивый, совестливый, лживый – и чудовищно искренний», считавший что «жизнь есть постоянный медовый месяц с земляничным пирогом и слоеным шоколадным тортом». Именно за это его, сменившего десяток профессий, до старости любили женщины. А их не обманешь. Как говорил один горбатый «бабу не проведешь, она сердцем видит». Его книги, написанные вслед «потерянному поколению» десятилетиями находились под запретом во многих странах и добрались до нас уже живой классикой. «Угадай, что я после этого сделал. Я поставил ей быстрый пистон и повернулся задом… Взял книгу и стал читать…». Александр Ливергант. Генри Миллер. – М.: МГ, серия ЖЗЛ, 2016
Квадратура круга
Можно до хрипоты спорить, велик ли Казимир Северинович Малевич и что было в его голове, когда он закрашивал смесью красок (среди них черной не было) очередную супрематистскую поделку (это факт выяснили недавно эксперты Третьяковки*) в результате чего на свет появился «Черный квадрат»** стоимостью несколько десятков $ млн. Цифра, конечно, лукавая. Есть более обоснованная – страховка в $ 1 млн. Но факт – картина с лёгких рук артдиллеров – мастеров готовых из говна сделать конфетку, стала фетишем авангарда, бесспорен. Как же это было на самом деле можно узнать от самого художника – автора изящно изданной и неплохо иллюстрированной книги. Кстати, его работы с фарфором до сих пор восхищают.
* от латинского supremus – наивысший
** Эта картинастала жирной точкой в конце некролога живописи как таковой, такой же как, скажем, балабановские «Жмурки» после которых снимать фильмы о 90-х стало моветоном. Кстати, в народе «черным квадратом» прозвали заточенный под разборки Geländewagen.
Казимир Малевич. Черный квадрат. О себе. – М.: Эксмо, 2015
Русские о Неаполе
«Когда Бог раздавал земли, неаполитанцы опоздали и им ничего не досталось. Тогда Господь подарил им кусочек Рая». Воспоминания о городе «миллионеров», расположенном у подножья вулкана на берегах неаполитанского залива знаменитых русских художников, поэтов, писателей, музыкантов, певцов и политиков посещавших его в течение двух предпоследних веков. О его жизни, жителях, праздниках и судьбе. И еще о ом как они сравнивали его с Римом. «А я, я, с памятью живых твоих речей, /Увидел роскоши Италии твоей:/ Во славе солнечной Неаполь твой нагорный, /В парах пурпуровых и в зелени узорной,/ Неувядаемой амфитеатр дворцов/ Над яркой пеленой лазоревых валов». Алексей Кара-Мурза. Знаменитые русские о Неаполе. – М.: Издательство Ольги Морозовой, 2015
Страстной
Эта книга написана к 245-летию великого глухого. А вот знаменитые слова Ленина: «Ничего не знаю лучше Appassionata, готов слушать её каждый день. Изумительная, нечеловеческая музыка. Я всегда с гордостью, может быть, наивной, детской, думаю: вот какие чудеса могут делать люди,— но часто слушать музыку не могу, действует на нервы, хочется милые глупости говорить и гладить по головкам людей, которые, живя в грязном аду, могут создавать такую красоту. А сегодня гладить по головке никого нельзя – руку откусят, и надобно бить по головкам, бить безжалостно, хотя мы, в идеале, против всякого насилия над людьми…» Страшно, правда? А ведь еще есть и «Лунная соната» и вечный хит «К Элизе»…. Да всего и не перечислишь. Читать под «Торжественную мессу» или 9-ю симфонию. Можно поочередно. Лариса Кириллина. Бетховен. – М.: МГ, серия ЖЗЛ, 2015
Симона де Бовуар в Москве
«Читая, вспоминаешь прочитанное, или, по крайне мере, создаётся такая иллюзия. Но таким образом ты лишаешься того, что и составляет радость чтения: этого свободного соавторства с писателем, почти сотворчества». Философствующая феминистка и подруга Жан-Поля Сартра, с которым ее связывали далеко не простые отношения, тоже была не лишена литературного дара. В результате на свет появился роман о женском равноправии в СССР. И о том, что и суфражисткам ничто человеческое не чуждо, не смотря на то, что они от всех это тщательно скрывают. «Артур Дрейфусс тихонько обнял Ханин Фукампре, и эта такая неожиданная нежность ошеломила обоих. Им овладела глубокая грусть. Гнев придет позже». Симона де Бовуар. Недоразумение в Москве. Пер. с фр. Нины Хотиской – М.: Эксмо, 2015.
Sic transit gloria mundi
Историю великих царств древней Америки – от зарождения и динамичного развития до момента их падения легко и увлекательно рассказал американский этнолог фон Хаген. Как велось хозяйство, расцветали ремёсла, заключались браки и воспитывались дети, во что верили и чему преклонялись, кому приносили жертвы, как вели войны и лечил больных и раненых. Во что и как играли, собирали налоги и как наказывали преступников. А еще об их архитектуре, живописи, скульптуре и других культурных и научных достижениях. В конце книги приведена синхрнологическая таблица происходящего в Европе, Северной и Южной Америках от 10000 до н.э. до… «13 августа 1521 года, в день святого Ипполита, цивилизация ацтеков канула в культурное небытие». «На закате дня 16 ноября 1532 года Инку в окружении обезоруженных телохранителей внесли на носилках на площадь Кахмарки. Произошёл нежный разговор между христианским священником и богом-Инкой. Затем испанцы… растеряли Инку из пушек». 14 марта 1697 года испанцы овладели последним существующим городом майя», «Но ничто на земле не проходит бесследно» – Европа в отместку получила сифилис и табак с чем до сих пор и борется с переменным неуспехом. Виктор фон Хаген. Атцеки, майя. Инки. Пер.с англ. Л. Карповой, – М.: Центрполиграф, 2015
Мутный объект желания
Романтическое повествование с флёром чувственного эротизма, получившее четверть века назад букеровскую премию, начинается с посещения героя Лондонской библиотеки. Роман хорош неожиданными переходами от описания стремлений рыцаря к его, как ему кажется, прекрасной даме к детективному повороту, ведущему к классическому хоррору. По несколько страниц на ночь.Антония С. Байетт. Обладать. Пер. с англ. В. Ланчикова и Д. Псурцева. – М.: Иностранка, 2015
Есть ли будущее у прошлого
Размышления историка и философа Михаила Яковлевича Гефтера (1918-1995), человека, по его словам, прожившего пять жизней (детство в Крыму, сталинский стипендиат, война инакомыслие, правозащитник) о возникновение советской цивилизации и её самоубийстве. Как Россия дошла до жизни такой, почему людей февраля 17-го не было ни шанса победить «тонкошеих вождей», «интеллектуальные» биографии Владимира Ленина и Иосифа Сталина, а также разоблачения «маленьких кремлевских/академических тайн». На все вопросы отвечает автор. Запойное чтение с перерывами на опохмелку – осмыслить прочитанное. Михаил Гефтер. Третьего тысячелетия не будет. – М.: Европа, 2015
Пророк красоты
Фундаментальное исследование жизни Николая Константиновича Рериха разведчика, поэта, художника, философа-мистика, писателя, путешественника, археолога, общественного деятеля (1874, СПб – 1947, Индия). Читателя ждут его встречи с главарями белого и красного движений, советскими и гитлеровскими чиновниками, представителями сталинских и гитлеровских тайных полиций, американскими президентами и тибетскими монахами… И многими другими кого мучила таинственная тяга к Шамбале. И все это на строго документальном материале. «Я нашел, наконец пустынника./Вы знаете, как трудно найти/ пустынника здесь на земле./ Просил я его, укажет ли/ он путь мой и примет ли/ он благословенно мой труд?/ Он долго смотрел и спросил, / что у меня есть самое любимое?/ Самое дорогое? Я отвечал: /’Красота’ – ‘Самое любимое ты должен оставить’. ‘Кто / заповедовал это!’ – спросил я / ‘Бог’ – ответил пустынник. / Пусть накажет меня Бог -/ я не оставлю самое прекрасное, / что нас приводит/ к Нему». Эрнст фон Вальденфельс. Николай Рерих. Искусство. Власть. Окультизм. Пер. с нем. Брун-Цехового – М.: НЛО, 2015
Настоящий разбойник
Народные мечты о справедливости отраженные в фольклоре одинаковы на разных широтах. Вот только краткий перечень благородных разбойников раздающих добычу беднякам: итальянец Дардо Бартоли, китаец Хуан Чао, японец Исикава Гоэмн, словак Юрай Ярошик, белорус Машенка, испанец Зоро. А у нас всё больше душегубы – Кудеяры, да Стеньки, жидко разбавленные Дубровским да Котовским – и непонятно каким чертом затесавшимся к ним Юрой Деточкиным. Но больше всего в этом отношении повезло англосаксам. С детства нам знакомы баллады о «первом в мире лучнике и – славном парне Робин Гуде» в переводах поэтов Серебряного века и более поздних – Самуила Маршака и Игнатия Ивановского. И тогда и сейчас нас не смущало, что он предводитель шайки ушкуйников, промышлявших под сенью дубов Шервудского леса. Главное что он восстанавливал справедливость, унижая ноттингемского шерифа, и делился с народом своей добычей. Не отсюда ли лозунг гражданской войны – «грабь награбленное»? И вот знакомство с новыми переводами о предводителе вольных стрелков. Многие из вошедших в книгу баллад никогда прежде на русский язык не переводились. Всего их 41 фольклорных, известных с XVвека, и еще одна – сочинённая поэтом Мартином Паркером в 1632 году. Полное собрание баллад о Робин Гуде. Пер. с англ. Максима Кантора, Самуила Маршака и Вадима Эрлихмана. Иллюстрации М. Кантора. – М.: АСТ, 2015
Я играю…
Мало найдется людей, которые бы на праздничном застолье в семье или коллективе не пели «К сожаленью день рождения только раз в году». В активе 82-летнего автора еще много книжек детских стихов и сценарии фильмов для детей и взрослых. И вот новое детское: «Заявилась к хирургу Баба Яга, /-Сломалась моя костная нога. /Хирург заохал вокруг больной,/ – Ужасное увечье./ Придется вместо ноги костяной/ Вам сделать человечью». Александр Тимофеевский. Как холодильник стал будильником. Рисунки Наталии Петровой. – Б.С.Г.–Пресс, 2015