Ваш отзыв

Комментарий


Закрыть


Тексты / Общество

Художник всегда прав

Художник всегда прав

Тэги:

под таким лозунгом прошел в Черногории «Форум русской культуры в Европе»

   …Еще были и другие лозунги типа «жизнь никогда не будет прежней» или «время важнее места», а также – «скептики будут посрамлены». Все лозунги намекали, что ждет что-то необычное. Само по себе любое событие (если, конечно это не ураган Флоренс) – ничто. Знаковым его делает человек.

    Концентрация людей, определяющих сегодня вектор развития в самых разных областях культуры, оказавшихся разом на форуме русской культуры в Черногории, оказалась столь велика, что сделала это событие не просто заметным, а историческим.  Я не преувеличиваю, когда-нибудь именно так об этом и будут говорить, я уверена. Собравшихся здесь перестанут, наконец, определять как «врагов народа» или «предателей Родины». Эти слова, вытащенные из нафталина времени, которое, как мне казалось, уже никогда не вернется – я слышала в их адрес не раз, хотя здесь  не было лидеров никаких оппозиционных партий  и политических движений. Здесь были думающие и, кстати, сильно переживающие за Россию, люди. В основном, писатели, поэты, художники, музыканты.

Марат Гельман, которого читателям представлять не нужно, придумал и осуществил, возможно, свой лучший проект – собрал разбросанных по всему миру представителей русской культуры в тот момент, когда в этом остро нуждались как и сами эти люди, так и культура.  Писатель Владимир Сорокин живет в Германии, Борис Акунин – во Франции, редко стала бывать в Москве Людмила Улицкая, художники Дмитрий Врубель и Виктория Тимофеева перебрались в Берлин, Владимир Дубоссарский и Алекс Кочевник в Таллинн, там же живет сейчас Артемий Троицкий, а Аркадий Троянкер – в Израиле. Это лишь малая часть прибывших на форум наших соотечественников – как бывших, так и не бывших. Здесь были и Борис Гребенщиков, и Андрей Макаревич, и Виталий Манский, Сергей Ливнев, Олег Радзинский, Михаил Шишкин, Андрей Илларионов, Дмитрий Гудков, Илья Пономарев...

Для представителей более молодого поколения, эти люди в своих областях – кумиры, гуру  и образцы для подражания. Многие из них продолжают жить в России, кто-то предпочел иметь несколько мест обитания, но выбор идет по принципу – там, где удобнее, комфортнее, свободнее жить и работать. Разве это ненормально и вы бы поступили по-другому, будь желание и возможность? Но часто этим местом для жизни оказывается вовсе не Россия.  Понятно, что сегодня эмиграция – совершенно не то, что было в СССР, когда отъезд становился для уезжающего прощанием со своим прошлым навсегда. Людмила Улицкая вообще высказала мысль о том, что эмиграции как таковой нет, а то, что мы под ней подразумеваем – просто расширение границ и возможностей. Это так. Но нельзя не согласиться и с высказыванием Марата Гельмана о том, что если выбор происходит не в пользу Родины, то очевидно с Родиной что-то не в порядке.

Кстати, про Марата.  Те, кто его не любит  – называют бульдозером. Те, кто любит …. называют бульдозером тоже. Тут все дело в интонации, с которой это произносить. Но есть в нем качества, которыми невозможно не восхищаться. Его уникальность и талант состоят в том, что он  не рефлексирует. Или не делает этого публично. Его задача – сдвинуть в сторону кучи залежалого мусора  и на открывшемся пространстве засеять новую жизнь. Иногда это происходит в виде взрыва как в Перми, иногда постепенно – как, например, в Черногории. Но в любом случае это дело не терпит сомнений и слабости. Даже те, кто не любит Марата, не могут не признать: его появление в Будве  сделало совершенно иной жизнь, ну если не страны, то очень многих людей, которые приезжают или живут в Черногории. Конкретно, то место, где он живет – комплекс Dukley – превратилось в центр культурной жизни всей русской диаспоры, приезжающих русских, а также огромного числа европейцев, так или иначе связанных с русской культурой и даже не связанных с ней вовсе.

     Форум русской культуры стал настоящим интеллектуальным пиршеством. Общение было такое интересное, свободное и насыщенное, мысли высказывались настолько небанальные, что даже «звезды» не уходили с круглых столов и дискуссионных площадок, вроде бы не имеющих к ним прямого отношения. Например, Людмила Улицкая задала блестящий вопрос экономисту Андрею Илларионову о том, чем отличается закон от права.  Поэт Тимур Кибиров поднял тему угнетающего  воздействия православия на экономику, и его вопрос вызвал целую дискуссию.

Борис Гребенщиков не только пел, но и говорил о смысле жизни, который предлагал перестать, наконец, искать. «Не стоит искать в жизни смысл. Жизнь больше смысла. Если людям после встречи с тобой стало лучше, чем до – то это уже смысл, – сказал знаменитый музыкант. – Один индийский святой учил, что есть только один вопрос, который стоит задавать – кто я ? И если обращаться к самому себе  с ним  долгие годы, то постепенно начинает выясняться»

    Людмила Улицкая вообще поразила всех, сообщив, что хотела бы вообще перевести тему в другой масштаб и поговорить о будущем нашей цивилизации, возраст которой уже двести тысяч лет. Она предложила решать все вопросы, в том числе культуры, не в узком, а планетарном масштабе. Дело в том, что Улицкую в последние годы занимают труды философов-космистов:  Флоренского, Соловьева, Федорова и Циолковского.  Какое будущее ждет нашу цивилизацию, каким будет язык, искусство, сам человек? Останется ли в этом будущем литература? Все эти вопросы Людмила Евгеньевна предложила обсудить вместе.

     Огромный интерес вызвали выступления писателей Сорокина и Акунина. Это были даже не выступления, а свободное общение с участниками форума

в интерактивном режиме. Много говорили о литературе и ее назначении, опять же о будущем, и что нас там ждет. Запомнился очень яркий рассказ Владимира Сорокина о своем детстве. «Я вырос в тоталитарном государстве, где жестокостью и насилием было пропитано все, – сказал писатель . – одно из первых детских впечатлений: мы отцом, мне было лет девять , сняли почти сарайчик в Алупке. Я первый раз увидел море и персиковое дерево. Она было развесистое, я на него легко залез, сорвал персик и надкусил его. Потек сок. А сам персик был такой теплый и шершавый. Я приготовился наслаждаться им дальше, но меня отвлекли странные звуки с той стороны забора, где жил хозяин снятого нами сарайчика и его семья. Удары чередовались какими-то всхлипами. Я посмотрел в ту сторону: молодой мужик бил старика – отца женщины. Наконец, старик взмолился: за что ты меня бьешь ? Потому что мне хочется! – ответил этот скот, уже пьяный с утра. И сочетание некой идиллии,  этого персика, сок которого тек у меня по губам и эти жуткие удары, стоны – вот это и была наша жизнь. Все мое советское детство и юность – это непрерывное столкновение с насилием – в детсаду, на улице с хулиганьем, дома – с родителями…..Всю жизнь я по капле выдавливаю из себя совка и до сих пор не выдавил». 

     Концерт Андрея Макаревича омрачило неожиданное похолодание. А поскольку все встречи происходили на берегу моря, то от ветра было  совершенно некуда укрыться. Тем не менее, завернувшись в пледы и концертный реквизит, в пляжные полотенца, заботливо вынесенные персоналом пляжа – его песни слушали столько людей, что буквально яблоку было некуда упасть

     Каждый день форума начинался с открытия выставки того или  иного современного художника, а заканчивался поэтической или музыкальной программой. Стихи читали Алексей Цветков, Тимур Кибиров, Лев Рубинштейн и Александр Кабанов, Федор Сваровский и Демьян Кудрявцев, Александр Дельфинов и Динара Расулева… Это я перечисляю только тех, кого мне самой удалось послушать. Были и другие –  не менее интересные.

   Самые выносливые могли еще посмотреть документальное и игровое кино, показ которого начинался ближе к полуночи. « Родные» Манского, «Полет пули» Беаты Бубунец, « Донбасс» Сергея Лозницы,  художественный фильм «Ван Гоги» Сергея Ливнева произвели, пожалуй, переворот в сознании тех, кто раньше не видел этих картин. Во всяком случае, каждый просмотр вызывал живейшее обсуждение.

     «Ван Гоги»– это не только фильм, так называется проект художника Саши Галицкого, который много лет живет в Израиле. Несколько лет назад Саша стал работать в домах престарелых с людьми, возраст которых приближается к финишной отметке. Он учит вырезать по дереву, продлевая этой работой их жизнь и делая день стариков хоть чем-то наполненным. Саша написал книгу «Мама, не горюй», где вывел универсальные правила общения с пожилыми родителями. По сути, это методическое пособие для каждого из нас, у кого живы мама или папа, нуждающиеся не только в заботе, но и правильном общении – таком, которое не превращает жизнь обоих поколений в муку и череду взаимных обид.  А однажды Саша предложил каждому старику, с которым он работал, нарисовать и вырезать портрет «Папаши Танги», придуманного когда-то Ван Гогом. Так появилось  много Ван Гогов, а потом и фильм, музыку к которому написали Леонид Десятников и Алексей Сергунин.Сергей Ливнев снял свой отдельный фильм, но вдохновила его именно Сашина история. Сегодня Галицкий вместе с Таней Цыткиной создают виртуальный музей пожилых людей. Его  смысл – обмен предметами искусства: совершенно простыми, не обязательно дорогостоящими, но очень дорогими для уходящих людей.  Теперь, с их смертью ,жизнь вещи не кончается. Предмет искусства получает нового хозяина.

  Были на форуме и, живущее теперь уже в других странах, не в России, до сих пор известные здесь журналисты  Дмитрий Губин, Тимур Олевский, Рустем Адагамов. Их круглый стол «Новые русские медиа в условиях потери доверия к СМИ» вызвал большой интерес не только у профессионалов. Ведь нам всем откуда-то нужно узнавать информацию и компетентные мнения. Сегодня привычные газеты, журналы, радио и ТВ утрачивают эту роль.

     Вот такой небольшой обзор происходящего в Будве. Было это в   конце сентября, форум должен стать ежегодным. Хочу  добавить несколько слов о безупречной технической  организации форума. Место, где он происходил – жилой комплекс Dukley. Безукоризненно все, начиная от устройства пляжей и их чистоты, до высочайшего качества музыкальной и световой  аппаратуры, которая использовалась на форуме. Собственно, в придании Dukleyхудожественного образа тоже не обошлось без Гельмана, Несомненно, это ему принадлежит  идея украсить все жилые уровни необычными скульптурами и артобъектами, превратить часть жилых построек в мастерские и художественные галереи.

Политики на форуме было немного. Если и говорили о происходящем в экономике – то спокойно и серьезно. Если обсуждали политическую ситуацию – то с позиции как изменить ее к лучшему. Мне кажется , время выкриков и демонстраций ради демонстраций и выкриков медленно уходят в прошлое. Все было достаточно спокойно и выдержанно в этом смысле. Хотя прибывшие с телеканала «Россия» журналисты очень искали врагов и ждали скандала. Не нашли и не дождались.

    Форум русской культуры – это не просто очень удачная попытка собрать разбросанных по всему миру представителей русской культуры, чтобы они хотя бы могли посмотреть друг на друга и узнать, кто чем занят, о чем думает, куда идет, но и громадный выплеск энергии вовне – энергии, которая привлечет других собратьев по кисти, нотному стану, письменному столу  и так далее. Родных по духу, но разделенных расстоянием. Это грандиозная поддержка тем, кто пал духом и надежда для всех, кто любит, понимает и ценит русскую культуры

 


Присоединяйтесь к нам

КОММЕНТАРИИ

Рубрики

Новое