Ваш отзыв

Комментарий


Закрыть


Тексты / Обзоры /Дежурный ревизор

ЯЗЫЧНИКИ. Спектакль Театра.doc

ЯЗЫЧНИКИ. Спектакль Театра.doc

Тэги:

Конечно, не «Берлуспутина» надо было на «Золотую маску» от «Театр.doc» выдвигать, а именно «Язычников» Анны Яблонской в постановке Валерии Сурковой. Хорошо и приятно наблюдать мутации президентов, но ещё интереснее вспомнить свою бытовую, семейную историю, в просвете самой глубинной проблемы современного человека, в соотношении веры и неверия, борьбы пламенных желаний с жесточайшими рамками общественных обрядов. «Язычники» в «Театр.doc» примирили меня даже с фирменной новодрамовской матерщиной, коей я совсем не наблюдаю в окружающей жизни. Точнее сказать – слышу, вижу, но привычно фильтрую эти автоматические телесные судороги, воспринимаю как что-то вполне биологическое, важное для сельского хозяйства. (Однажды сосед в деревне, обладатель лошадей и коров, мне объяснил – скотинку надо по матери ругать, других указаний парнокопытные не воспринимают, якобы. Но мы не об этом). 

 Накал страстей в этом спектакле «Театра.doc» таков, что без этих сакральных для французских масонов слов нельзя было обойтись. Что же происходит? Мама Марина, риэлтор (Елена Нестерова) не понимает дочь Кристину (Виталия Еньшина), потому что хронически продаёт по телефону объекты недвижимости. Папа Олег (Валентин Самохин) не понимает дочь, потому что бросил любимое дело, музыку, и полностью придавлен женой, имеющей несопоставимо высокую вписанность в социум и зарплату, теснящей мужа «за плинтус». Странный сосед Боцман (Дмитрий Уросов) подрядился делать ремонт в квартире, но после встречи с настоящими африканскими шаманами во время плавания – совсем ничего не понимает, хотя добр и нежен в душе. И вот – завязка бурного экшена, приезжает бабушка Кристины и свекровь Марины, истово молящаяся бывшая монашка Наталья (Татьяна Владимирова). 

язычники

Чудеса случились мгновенно, недоверие и прямое недовольство семьи бабушкиными молитвенными привычками сломлено – Боцман понял, что пить нельзя, а то черти съедят, и за свой счёт купил краску. Папа Олег нашёл непыльную работу экспедитором на складе батюшки, потому что мама Марина этот склад феерически продала священнику – с подачи святой монашки свекрови Натальи. Одна лишь внучка Кристина не поверила чудесам и стала вопрошать – почему это бабушка считает, что всё происходит по молитве и Святому писанию, где же тогда оказывается человек-марионетка? Разверзается ошибка восприятия – Кристину считают в семье проституткой и одержимой демоном сладострастия, потому что однажды она пришла вся мокрая и на грубые матерные расспросы мамы соврала – я, мол, с мужиками голая купалась. И монашка-бабушка очень грозно велела внучке перестать ходить в трусах дома, но идти на читку к знакомому священнику, на изгнание бесов. 

Православие как бытовое суеверие имеет огромную, магическую силу.

Тяжела эта весть, вплоть до мурашек по спине – если церковью правит суеверие и золотой телец, нету никакой веры и чудес, один лишь сектантский кайф самогипноза правит «воцерковленными» жизнями. Бедный Боцман, разочаровавшись в церкви, обратно к магической маске, поднимающей на воздух, придти не может. Но согласитесь, после того, как Кристина выжила и учится ходить, после того как разбежались чужие друг другу мама и папа, а бабушка самоотверженно ухаживает за внучкой, есть, есть надежда. Можно верить хотя бы в то, что возможно такое внимание друг к другу, которое не приводит к смертельным ошибкам восприятия. Не приводит к суеверию, опаснейшей для образованных людей вещи. Тогда и чудеса возможны – шаманские, православные, научные, бытовые, любовные, какие угодно. 

язычники   язычники

И ещё одно правильное дело на спектакле случилось – кино, снятое о пропущенном, не показанном на сцене событии: архетипический диалог соблазнённой девушки с бросившим её соблазнителем, на берегу моря, и попытка Кристины утопиться, и её спасение соблазнителем. Это видео, проецируемое на стену, совсем не разрушило сценического действа, как это часто бывает. Потому что картина на стене была сопоставима с фигурами людей на сцене, потому что видео показывалось отдельно, не переманивая, вполне магически, внимания зрителей. Внимание, которого требует кино, качественно отличается от того телесного внимания, что мы уделяем сцене, себе и людям. Но это тонкий вопрос и совсем другая тема.

язычники

Фото автора


Присоединяйтесь к нам

КОММЕНТАРИИ

Рубрики

Новое