Ваш отзыв

Комментарий


Закрыть


Тексты / Обзоры /Дежурный ревизор

 КРИСТИНА. Лучшие спектакли фестиваля NET

КРИСТИНА. Лучшие спектакли фестиваля NET

Тэги:

Фестиваль NET 2012 посвящён Году Германии в России. Немецкая программа фестиваля NET завершилась в своём роде абсолютно совершенным спектаклем «Кристина» театра «Шаубюне ам ленинер плац» по пьесе Стриндберга «Фрекен Жюли». Английские постановщики – режиссёр Кэти Митчелл и видеодизайнер Лео Варнер устроили мастер-класс неконвенционального театра в доме искусств «Кузьминки». 

Пьеса «Фрекен Жюли» Стриндберга известна ещё и провидческим предисловием автора. Шведский визионер, анархо-социалист и властитель дум начала ХХ-го века описывает, как именно он попытался преобразить стремительно хиреющий европейский театр и  какие человеческие типы полу-женщин он станет исследовать на сцене. Юхан Август Стриндберг, певец нарождающегося импрессионизма, начертил план, по которому, более или менее, действовали все мало-мальски значимые деятели театра. То, что мы видим на подмостках сейчас, эти короткие, на час, представления, это смешение монолога с пантомимой, танцем и цирком – его рук дело, хотя после смерти Стриндберга минуло ровно сто лет. Он первым (в 1872 году!) отменил антракты, действия и акты, мотивируя эту интенсификацию представления невозможностью автора гипнотизировать зрителей ослабевшей силой фантазии. А миром с нарастающей силой пытаются править стриндберговские полу-женщины и тургеневские наездницы. 

фестиваль Net

Но есть в новом театре вещь, о силе которой даже Стриндберг не подозревал. И эта вещь – кино. Этой вещи и было посвящено представление невероятного театра «Шаубюне». На сцене вообще ничего не происходило, кроме процесса съёмки кино. Театр «Шаубюне» у нас на глазах снял атмосферное, продвинутое, поистине артхаусное кино, которое не зазорно было бы послать на любой кинофестиваль. Так что не театр, но мощный фильм, очень похожий, по стилю поэзиса, то есть ритма монтажа, на весь неореализм сразу, но особенно – на Бергмана, естественно. Этот часовой фильм мог бы быть второй частью «Девичьего источника». 

То есть мы видели кое-какую чистую театральность звуков виолончели, света свечей, блеска воды в корыте, непрерывного приготовления каких-то блюд за кухонным столом, тихих перебежек персонажей между сценой и комнатой. Эта комната была для зрителей кукольным домиком, где ради правильных кадров Кристина, Жан и Фрекен садились за стол, брились и резали чижика. Настоящим героем кинопьесы стали титры, режиссёрские, нестриндберговские слова. Эти слова были привязаны к совсем уже нестринберговской Кристине, взгляд которой на события пьесы стал осью монтажа картины. И всё это удивительным образом прояснило ту секретную сноподобную мысль, которая водила пером Стриндберга. Поэтому это выдающееся кино. 

фестиваль Net

А на небольшом, в четверть потенциала, экране, всё это превращалось в монтажный поэзис сновидного фильма. Вот она, главная тайна кинофицированного театра –  выполняемый видеорежиссёром и видеотехниками монтаж нам невидим. Магия осталась магией, никто нам не разоблачил волшебство световых скоростей электромагнитного поля в приборах, мгновенно оформляющих в экранную картинку несколько параллельных актёрских присутствий.  Актёры, конечно, играют, но не для публики, только для видеосъёмки и синхронного монтажа. Искусство это технэ, правы древние греки. 

Одно только настораживает. Любое применение киноэкрана внутри спектакля – легко переманивает зрительское внимание. Огромное лицо на экране обнуляет внимание к живому источнику этого лица, обнуляет всё театральное, в собственном смысле. Девичий источник на экране – сновидческий приворот монтажа, а девичий источник в зале – нечто совсем другое, требующее активного зрительского внимания, то есть соучастия в гипнозе авторской фантазии. Театральная система «человек-человек» принципиально отличается от киберсистемы «экран-человек», одно всегда подчиняет другое, а в нашем случае мы точно убедились – экранизация делает из театра подсобный элемент, навроде тапёра в дозвуковом кино. 

фестиваль Net

 

фестиваль Net


Присоединяйтесь к нам

КОММЕНТАРИИ

Рубрики

Новое