Ваш отзыв

Комментарий


Закрыть


Тексты / Обзоры /Дежурный ревизор

ИЛЛЮЗИИ ВЫРЫПАЕВА. Лучшие спектакли фестиваля NET

ИЛЛЮЗИИ ВЫРЫПАЕВА. Лучшие спектакли фестиваля NET

Тэги:

То, что закрылся NET премьерой Ивана Вырыпаева «Иллюзии» в театре «Практика», неудивительно, ведь вырыпаевские тексты вошли в плоть и кровь любого фестивального зрителя, нравятся они ему или наоборот, вызывают стойкое неприятие. Спектакли Вырыпаева это тексты пар экселенц. Это текст, читаемый самим Вырыпаевым и кем-то из его муз, артисток или жён. Наверное, главная вырыпаевская визитная карточка – «Кислород», дольше всех других опусов продержавшийся на сцене. Там два «лектора», в «Иллюзиях» говорят зрительному залу четверо, причем один с банджо. Артисты не общаются между собой, это принципиально – никаких диалогов. Метод Вырыпаева прост по-пионерски, вам рассказывают весёлую или жуткую историю, а вы тоже можете потом кому-нибудь ее рассказать. 

Дуэт Вырыпаева с Ариной Маракулиной был самым, наверное, внятным высказыванием в нашем театре на древнюю, страшную, но довольно таки банальную тему – заповеди Бога невозможно исполнить человеку. А раз невозможно исполнить никаких библейских заветов, получите граждане «Июль», где зрителю надо осознать серийного маньяка, угнездившегося прямо в нём, в зрителе. Такое остранение в «Июле» производила следующая муза Ивана, Полина Агуреева. Ну, а в свежей «Иллюзии» играет Каролина Грушка, его жена, с которой он ставит теперь «Женитьбу» Гоголя в Польше. Там же, в Варшаве, был показан фильм «Танец Дели» по мотивам одноимённого спектакля. 

фестиваль net   фестиваль net

Главные актрисы Вырыпаева меняются, но тема его медитаций всё та же. Родился, неизвестно зачем пытался жить и любить, из чего вышло только убить лопатой, как в «Кислороде». Кислорода критически, тотально не хватает на этой планете, поэтому будешь хвататься скрюченной удушьем птичьей лапкой за что угодно, за лопату и нож, лишь бы найти, полюбить рыжую красоту, источник огня и кислорода. И этот главный вырыпаевский посыл имеется в «Иллюзиях», где, так уж вышло на премьере, вместо Каролины пришлось говорить её мужу Ивану. 

В «Иллюзиях» истории рассказываются от лица четырёх престарелых персонажей, каждый из которых докладывает нам про свои ошибки восприятия. Своих персонажей, Денни, Сандру, Альберта и Маргарет, Вырыпаев заботливо доводит до момента смерти. Сначала жена, потом друг, потом я, потом жена друга. Впрочем, порядок смертей не важен, важно лишь несусветное, катастрофическое взаимонепонимание двух семейных пар, проживших вместе шестьдесят лет. Денни простой, искренний, честный и странный, любит только свою жену, однажды увидел летающий лунный диск НЛО, в другой раз нашёл своё место в мире, вот этот круглый камень, с него нельзя сойти. Однако Денни, несмотря на верность, всю жизнь изменял дорогой ненаглядной Сандре с Маргарет, дражайшей супруге единственного верного друга Альберта. И так с каждым персонажем. 

фестиваль net   фестиваль net

Таков мир Майи, тотальной иллюзии, где каждая персона расщепляется на многие элементарные частицы, ничего не ведающие друг о друге. Шизофрения, как и было сказано. А раз так, то вместо библейских истин имеем сплошную бытовуху непрерывных ошибок восприятия. Идея хорошая, но театр ли это, когда луч софита выхватывает из тьмы очередного рассказчика? Но даже если и не театр, то нас тоже выхватывает из тьмы луч жизни и пропадает, а мы исчезаем из жизни вместе с ним, светом. Лекция Ивана Вырыпаева очередной раз удалась – во всяком случае, пришедший на спектакль Алексей Навальный был очень доволен.

фестиваль net

Фото автора


Присоединяйтесь к нам

КОММЕНТАРИИ

Рубрики

Новое