Тексты / Общество /Колонки

Малый каменный мост. Главный редактор «Медведя» – об ощущениях мая
- 08.05.2012
- автор: Борис Минаев
- смотрели: 379
Тэги:
Вчера, 7 мая, почти весь день я провел в интернете, куда была сброшена огромная масса свидетельств того, что происходило: фотографий, видео… Вот избиение людей у кинотеатра «Ударник», эта страшная беготня ОМОНа, попытки договориться с космонавтами, их усовестить, особенно со стороны пожилых людей и женщин, страшные по своей силе кадры того эмоционального шока, которого не избежал никто, кто там был. Фотографии, первые колонки, первые литературные или журналистские отклики (Политковский, Латынина, Лошак, Морозов и другие). Предвестье волны, которая хлынет скоро, если ее не остановит цензура.
Уже ночью благодаря Альбац, Романовой и фейсбуку поймал прямую трансляцию какого-то парня с телефоном, который ночью снимал Навального, Удальцова и собравшихся на Бульварном кольце, потом их оттуда прогнали, потом парень просил всех принести ему зарядку, потом просто заблудился… И вот эта прыгающая картинка, темная, на которой ничего не видно, и вот он идет, спрашивая дорогу, и сердце замирает…
Ну и вопрос: а почему же мы там не с ними?
Конечно, многие там, многие с ними. Но их не видно, что ли. Понятно, да, с ними Навальный, Удальцов, но это именно политики, готовые идти до конца. Они сделали эту ставку.
Ну а где же все остальные?
Где известные люди, которые, как в декабре, поддержат этот протест, вступятся за наших детей?
Вот этот вопрос не дает покоя.
Поэтому, как ни странно, я считаю правильным, что мы сегодня предлагаем вам видео, которое по техническим причинам не появилось раньше (хотя сначала я хотел сложить его просто в архив). Видео начала шествия с Калужской. До того момента, как все это произошло.
Потому что нужно вернуться в ту точку, в ту счастливую, радостную минуту, чтобы осмыслить и понять — что это было? Как?
А было так: был абсолютно мирный, спокойный, праздничный настрой людей. Маленькие дети. Огромное количество женщин и девушек, улыбающихся и смеющихся. Улыбки и смех.
Но уже вдоль всей Якиманки стояли не просто милиционеры, а ОМОН в устрашающем облачении. И уже было понятно, что нас хотят напугать.
А когда толпу заперли на мосту и начали крушить из-за того, что закрыли сквер вдоль Болотной набережной (его, кстати, не закрывали 10 декабря), и люди попытались прорваться, чтобы избежать давки, — это ощущение усилилось. Они хотели, заранее хотели напугать. Напугать так, чтобы в следующий раз не вышли.
Но это чудовищная ошибка. Реакция-то будет прямо противоположной. Да, какая-то часть людей испугается. Но выйдут другие… С другой, боюсь, мотивацией и с другим настроением. Кто этого хочет? Зачем?
А вы подумайте. Поразмышляйте.
Ну и еще раз я хочу сказать об известных людях. Ответить самому себе на вопрос: а почему мы с двумя моими друзьями, редакторами изданий, стояли на другом берегу канала? Ну, во-первых, не ожидали. Ожидали просто обычного митинга, честно говоря. Во-вторых, не совсем так — конечно, многие известные люди во главе колонны шли: Каспаров, Касьянов, Павловский, кстати, да и Немцов, да их там было немало, известных людей старшего поколения. Да и вообще в толпе было много, достаточно много и зрелых, и пожилых людей.
Но наступила ночь, и наступило утро, и следующая ночь, и следующее утро, и дети со своими телефонами, компьютерами, велосипедами и фонариками, противостоящие на Бульварном кольце ОМОНу, остались одни. Без нас.