Ваш отзыв

Комментарий


Закрыть


Тексты / Общество /Колонки

Горячие эстонские парни. Колонка Бориса Минаева

Горячие эстонские парни. Колонка Бориса Минаева

Тэги:

– А что это все такое? Что все это значит? – спрашивали мы друг друга, знаете, несколько ошеломленно.

Ну просто бывает «ошеломленно» и «ошеломленно» – бывает – облава, бомбежка, закон о геях и лесбиянках, оскорблении чувств верующих, а бывает – прозрачные абрикосы, тутовая водка, нежный шепот листвы на бульварах ночного Еревана, и это тоже «ошеломленно»…

Когда Hortus Musicus грянул старофранцузский гимн в зале Ереванской филармонии, а Тынис Мяги запел, а Ереванский камерный оркестр заиграл, и на душе разлился сладкий и странный хмель, и я как-то даже, знаете, не поверил сам себе – что это? Что это? – ошеломленно подумал я.

На следующее утро в Государственном университете Еревана открывался День Довлатова. Андрей Арьев, ближайший друг Довлатова, по совместительству главный редактор журнала «Звезда», рассказывал интересные вещи – оказывается Сергей Донатович поступил на угро-финское отделение и во внутренние войска МВД примерно по одним и тем же причинам: ему было скучно учиться и служить «там, где все». Он всегда искал нелегких путей.

Прекрасные армянские девушки-филологи сидели, внимательно слушали, задавали вопросы.

На трибуну поднялся  Меэлис Кубитс, главный организатор фестиваля «Все едут в Ереван!», как всегда элегантный, скромный и загадочный,  мужчина в самом расцвете лет, и девушки-филологи замерли. Было слышно, как в аудитории пролетела невежливая муха.

– Знаете, – скромно сказал Меэлис, – я с уверенностью могу сказать, что сегодня мы смогли изменить этот мир. Взять хотя бы логистику…

«Причем тут логистика?» – успел подумать я, но затем тот самый «взрыв сознания», на который намекал Меэлис, достиг и меня.

Два чартерных рейса, два борта впервые за многие десятилетия прилетели из Таллинна в Ереван и обратно. 180 (по самым скромным подсчетам) эстонцев прибыли в Ереван из Таллинна. «Нас тут прибыло пять членов эстонского парламента и один вице-мэр Таллинна, – сказал один из эстонцев на пресс-конференции. – Но я хочу подчеркнуть, что мы не делегация, мы абсолютно частные лица!».

 Что же делали в Ереване все эти пять прекрасных вечеров «горячие эстонские парни» и девчонки? И что делали в Таллинне 150 армянских студентов, которые прибыли с ответной миссией?

Я лично могу рассказать про эстонцев: конечно, они слушали свой эстонский мужской хор, смотрели свой эстонский театр танца, ходили на выставку эстонского художника, то есть вели себя культурно, чинно и организованно. Но не только! Не только – скажу я вам!

Эстонцы веселились! Да! Это было именно так, и никак иначе!

Но пока сам не влезешь в шкуру участника мероприятия, ничего не почувствуешь. Так и я, пока не взял отрывок из Довлатова, не поднялся на сцену джазового клуба Mezzo, не прочел его вслух вместе с другими восемью чтецами, и не погрузился в джазовую импровизацию арт-джаз квартета из Таллинна, я так и находился в ошеломлении, я так и не понимал, что же происходит.

А происходило вот что – ты, ругая себя за излишнюю смелость, поднимаешься на сцену, читаешь вкусную, прозрачную русскую прозу (впервые опубликованную в Нью-Йорке), вокруг тебя сидят и вежливо слушают армяне, одесситы, за твоей спиной играют джаз эстонцы, ты вдруг попадаешь в иное пространство, где даже гравитация другая, где ощущение скользящего цветного потока жизни, выносит твои привычки, предрассудки, комплексы на волю, и ты хотя бы на секунду становишься другим человеком.  А

интернациональное вообще очень близко к космическому. Правда.

Так вот, эти 180 эстонцев все эти пять вечеров просто жили, я уверен. Они наслаждались чистым воздухом и абсолютным покоем. И молчаливым пониманием.

– Послушай, я не могу это пропустить, – сказал я Асе и бросился в толпу танцующих под Анне Вески эстонцев.

А дело в том, что они не просто танцевали на after-party под любимую с детства эстрадную диву – они пели по-эстонски, хором, пели простые какие-то песенки о любви.

И как-то, в общем, все понималось без слов.

 

Люди будут дружить, общаться, создавать союзы и делать такие фестивали, минуя Москву и Кремль, и даже страшно сказать, Государственную думу

 

Было очень странно, что нас всех объединила любовь к чему-то, что трудно назвать, обозначить, сформулировать.

Но я бы определил это как «феномен Довлатова». Сергей Донатович очень четко написал об этом в своих книгах – твоя почва, в которой ты родился и вырос, твой родной город, твоя родная страна, далеко не всегда является той средой, той почвой, в которой ты можешь существовать, дышать, развиваться, расти.

Очень иногда нужны другие города, другие языки, другие почвы. Очень.

 

***

Несколько лет назад эстонец Оливер Лооде придумал и провел в Таллинне первые «Дни Довлатова». Писатель, соединивший в своей судьбе три столицы – Ленинград, Таллинн, наконец, Нью-Йорк, и причем все три города были для него абсолютно родными – оказался фигурой настолько привлекательной, что в Таллинн охотно съехались многие – и режиссеры, и писатели, и актеры, и художники, и просто читатели. Роман Либеров показывал свой потрясающе нежный пронзительный фильм «Читая Довлатова», наполненный интонацией Довлатова, воздухом его книг. Художник Саша Флоренский (кстати, сейчас почти постоянно живущий в Грузии и приехавший оттуда прямо на такси) показывал свои картинки к книгам писателя, наконец, друзья и читатели Сергея Донатовича обсуждали важные темы его жизни – например, о внешних компромиссах и внутренней бескомпромиссности.

А еще через три года, другой эстонец, Меэлис Кубитс, придумал поместить «Дни Довлатова», как некую культурологическую жемчужину, уже совсем в другое ожерелье – а именно в контекст фестиваля народной дипломатии «Все едут в Ереван». Мотивация нашлась легко: на секундочку, Довлатов ведь наполовину армянин. Причем по маме! Какие тут могут быть разговоры!

..Признаюсь честно, год назад, услышав от Меэлиса в Таллинне, что следующие «Дни» пройдут в Ереване, я скептически ухмыльнулся про себя. Но виду не подал. И правильно сделал! Без копейки государственных денег (русских, эстонских или армянских), без всяких официальных лозунгов, программ, бюджетов, фондов, ассоциаций, наши эстонские братья сотворили на армянской земле настоящее чудо. Звучит смешно, но это именно так.

Среди гостей – всемирно известный ансамбль старинной музыки Hortus Musicus, потрясающий виолончелист Борислав Струлев из Нью-Йорка, Тынис Мяги, исполняющий барочную (!) музыку, клуб одесских джентльменов во главе с Валерием Хаитом, панк-группа J.M.K.E, театр «Школа современной пьесы» (Альберт Филозов, Татьяна Веденеева и другие), Жванецкий, Шевчук, Анне Вески, арт-джаз квартет Мустонена-Соояара-Рубена-Реммеля, театр танца и русский театр Эстонии, Национальный мужской хор RAM, камерный оркестр Ереванской филармонии, и это я перечислил лишь небольшую часть программы, которая включала в себя и вернисажи художников, и выступления писателей, и круглые столы, и футбольные матчи. Уф. Удивительный по масштабу фестиваль.

Я, конечно, не представляю себе, как все это можно было организовать, устроить, причем силами абсолютно частных лиц, но главный вопрос в другом – а что же это было?

 

***

«Восстановление Советского Союза», о котором так многозначительно говорят многие российские политики, может состояться вообще без нас. Без России. Есть в людях некая накопившаяся энергия, я бы сказал, жажда к новому освоению знакомых пространств. Особенно у тех, кто когда-то был в этих местах – а таких людей много, и не только среди деятелей культуры. В этом «восстановлении» нет ничего геополитического, имперского, анти-западного, что так дорого сердцу «патриотов».

Восстанавливается праздничное ощущение открытого, общего пространства – природы, земли, дружбы, искусства – которому не в силах помешать никакая политика. Это будет уже не имперская «дружба народов», за который стоят военные базы и подсчет ресурсов, а другая – свободная, и открытая всему миру. Новый союз бывших республик начинается сейчас, с шуточных футбольных матчей и совместных концертов, на которых русские читают вслух Довлатова, а эстонские джазмены импровизируют, а виолончелист Струлев играет Дунаевского вместе с армянским оркестром.

Чем дольше мы здесь в России будем игнорировать тот простой факт, что жизнь, культура, экономика, наука в бывших республиках развивается совсем не так, как мы себе это представляем, тем больше наши местные комплексы про «незаконную миграцию» и былое величие – будут тянуть нас назад, тем больше шансов у России остаться на перроне.

А поезд уедет. Люди будут дружить, общаться, создавать союзы и делать такие фестивали, минуя Москву и Кремль, и даже страшно сказать, Государственную думу. Несмотря на все наши золотовалютные резервы. Несмотря на всю нашу нефть и весь наш газ. Несмотря даже на русский язык, который пока еще всех объединяет. Разговаривать можно и с переводчиком.


Присоединяйтесь к нам

КОММЕНТАРИИ

Рубрики

Новое