Ваш отзыв

Комментарий


Закрыть


Тексты / Общество /Колонки

Герои 90-х. Колонка главного редактора

Герои 90-х. Колонка главного редактора

Тэги:

Вскоре (по крайней мере, есть такая информация) в Парке Горького и Сокольниках начнется московский Гайд-парк, то есть какие-то части (небольшие, я думаю) паркового пространства будут отданы под несанкционированные митинги и выступления. Я видел, как это происходит в Лондоне:фрики, активисты, антиглобалисты, антисемиты, сторонники теории заговора, недобитые марксисты, честные борцы за свободу политических заключенных — все стоят с плакатами и призывают гуляющих граждан на свою сторону. Парк Горького шагнул еще дальше — теперь там будут не только лекции и концерты, но и такая вот маргинальная политика.

А 1 сентября журнал «Медведь» представил на сцене летнего кинотеатра «Пионер» в Парке Горького свою программу — «Андерграунд 90-х». Видеоотчет об этой встрече будет опубликован, а пока — вводная речь главного редактора… Она обращена к зрителям, которые собрались на эстраде кинотеатра в тот солнечный, но холодный день.

До нас выступал Петлюра, а после нас будут показывать фильм Карена Шахназарова «Курьер». Не знаю, знаете ли вы, но Петлюра в 90-е годы прославился тем (хотя это был не единственный его подвиг), что вывел на сцену так называемую пани Броню, может быть, наиболее типичного персонажа 90-х. Или одного из наиболее типичных. Это была такая удивительная старушка — она эпатажно себя вела, карнавально одевалась, и, собственно, именно с нее началась в нашей стране мода на винтаж, на обноски, старье, на стилистический вызов обществу потребления, которое тогда только пробивалось на свет.

Персонаж актера Дунаевского, главный герой фильма «Курьер» —тоже интересный парень, хотя противоположен пани Броне, потому что у нее все позади, а него — впереди. Он курьер, человек, который принципиально выбирает самую паршивую работу только потому, что не хочет ни от кого зависеть.

Вот эти маргиналы, асоциальные типы в широком смысле слова, стали главными героями 90-х. Если говорить просто, на поверхности появились люди, которых раньше не было видно. Их не было видно за мощным фасадом большого советского стиля, профессиональной культуры, четко устроенной социальной иерархии.

Писатели, которые принципиально писали в стол; поэты, которые знали, что их никогда не издадут при жизни; философы, о которых раньше никто не слышал;перформеры и акционисты, по которым в советские годы только тюрьма плакала… Вдруг они стали главными героями. Они стали задавать тон. Они потеснили любимых мной шестидесятников. Некоторые хорошо устроились в 90-е, другие так и остались при своих.

Важно понять, какой золотой червонец они несли в своем дырявом кармане. Чему нас учит их судьба. Некоторых из них вы увидите сегодня, другие не дожили до этого дня, как, например, Егор Радов или Саша Башлачев, я их обоих видел живьем. Они принимали на себя удар, принимали всю тяжесть этого противостояния. И умирали от перенапряжения, неважно, в чем оно выражалось — в общей усталости от бытия или в плохих привычках.

Но настоящая, единственно живая, не обусловленная коммерческим интересом культура, которая существует сегодня, в начале ХХI века, рождена именно ими.

Сегодня каждый блогер, который открывает свой ресурс, или каждый музыкант, который берет в руки гитару, прекрасно знает, чем он занимается — он занимается культурным сопротивлением

Мне понятно, почему маргиналы появились на обломках рухнувшего СССР. Почему несколько ярких лет они были востребованы. Из подвалов — а андерграунд— это именно «подвал» в точном переводе — вылезли персонажи, которые не могли никак устроиться выше, на нормальных этажах. Они остались несломленными, и они остались живыми, когда весь остальной дом рухнул.

Но сегодня, когда прошли лихие 90-е (в том смысле лихие, что тон в культуре тогда задавали действительно лихие, удивительные, яркие, свободные люди), когда прошли сытые, но все-таки во многом фальшивыеили по крайней мере внутренне надломленные нулевые — что же мы видим?

Сегодня каждый блогер, который открывает свой ресурс, или каждый музыкант, который берет в руки гитару, прекрасно знает, чем он занимается — он занимается культурным сопротивлением. По сути дела, мы все занимаемся культурным сопротивлением. Урок 90-х освоен всеми. Андерграунд больше не подвал, а само здание, очень большое, с кучей этажей, в том числе подземных, но и с пентхаусами. Любой артист, выходящий на сцену в какой-нибудь Юрмале, тоже освоил эти уроки, он тоже любит одеваться в старье и говорить непонятными словами. Но вот вопрос — а чему же мы все сопротивляемся?

В двух словах не ответишь, но я думаю, что мы все сопротивляемся уже не отдельно взятому государству, а какой-то огромной и очень гибкой мировой машине высасывания наших мозгов, в том числе и через любимый нами интернет, которая пытается нас всех поглотить, используя нашу живую энергию. Все, как ни странно, очень похоже на фильм «Матрица», несмотря на то что основным его содержанием является бесконечное мочилово.Может, в жизни это мочилово не наступит.

Ответ найти действительно сложно, и я надеюсь, что каждый из тех, кто выступает здесь сегодня, чуть-чуть приблизит нас и меня, например, к более цельному пониманию этой проблемы — существует ли андеграунд до сих пор или он стал музейной реликвией?

Спасибо.


Присоединяйтесь к нам

КОММЕНТАРИИ

Рубрики

Новое