Ваш отзыв

Комментарий


Закрыть


Тексты / Общество /Дежурный ревизор

Рома против Лацио. Банановая корка футбола

Рома против Лацио. Банановая корка футбола

Тэги:

Продолжение. Начало очерка смотрите здесь

13 мая 2009 года в Москве на матче полуфинала Кубка России между командами «Динамо» (Москва) – ЦСКА фанаты «Динамо» развернули расистскую травлю нападающего ЦСКА Уво Муссы Маазу (уроженца Нигера). Президент ФК ЦСКА Е. Гинер заявил, что потребует официальной реакции КДК РФС. Вскоре инцидент приобрел международный резонанс: главный тренер ЦСКА Зико (Артур Антунис Коимбра) позвонил в связи с этим инцидентом президенту УЕФА Мишелю Платини. УЕФА предложил Зико составить официальное письмо, с тем чтобы УЕФА мог заняться расследованием данного случая.

7 июня 2009 года в Химках на футбольном матче «Химки» – «Локомотив» (Москва) фанаты «Химок» организовали расистскую травлю чернокожего игрока «Локомотива» Джиби (G.B.) Фалла. Впрочем, травля не помогла: единственный гол в матче забил Фалл.

14 августа 2009 года в Санкт-Петербурге во время футбольного матча между молодежными сборными России и Италии фанаты «Зенита» подвергли расистским оскорблениям игрока миланского «Интера» Марио Балотелли, в частности, имитируя обезьянье уханье. Фанаты также развернули баннер (на итальянском языке) «Балотелли, тебя здесь не ждут!» (ходили слухи о возможной покупке Балотелли «Зенитом»). После матча, во время посадки Балотелли в автобус итальянской сборной фанаты «Зенита» принялись скандировать нецензурный «заряд» в адрес Балотелли.

19 сентября 2009 года в Раменском (Московская область) во время матча «Сатурн» – «Спартак» (Москва) темнокожий защитник «Сатурна» Бенуа Ангбва подвергся расистским оскорблениям со стороны фанатов «Спартака». После окончания игры Ангбва подбежал к «спартаковской» трибуне и что-то прокричал фанатам в ответ.

С 2005 года фиксируются и прямые проявления фашизма, неонацизма и радикального национализма среди футбольных фанатов – в основном на трибунах во время матчей, но не только.

Так, 6 ноября 2005 года в Москве во время матча «Динамо» (Москва) – ЦСКА фанаты с трибун скандировали «Зиг хайль!», «Москва без черных!» и «Москва без чурок!» и развернули аналогичные баннеры. После матча милиция задержала шестерых фанатов, распространявших фашистские листовки.

16 апреля 2006 года в Майкопе перед началом футбольного матча первенства Южного федерального округа между командами «Дружба» (Майкоп) и «Таганрог» фанаты «Таганрога» во время исполнения российского гимна выбросили руки в нацистском приветствии и простояли так весь гимн. Милиция сделала вид, что не заметила этого.

27 октября 2006 года в Ярославле во время футбольного матча «Шинник» – «Спартак» (Москва) на трибуне фанатов «Спартака» были вывешены баннер ДПНИ с рекламой «Русского марша» и нацистский флаг. 1 ноября инцидент стал предметом разбирательства КДК РФС. 3 ноября президент РФС В. Мутко направил от лица РФС официальное обращение в МВД и прокуратуру с просьбой расследовать данный случай.

31 марта 2007 года в Ярославле во время футбольного матча «Шинник» – «Сибирь» (Новосибирск) фанаты «Шинника» подняли на трибунах флаг, атрибутированный милицией как «неонацистский». При попытке отобрать флаг произошла драка между фанатами и ОМОНом. Среди задержанных (и пострадавших от действий ОМОНа) был известный фанат правых взглядов Евгений Румянцев, фигурант дела о нападении фанатов и фашистов на ярославских кришнаитов 27 августа 2006 года (см. выше).

25 апреля 2007 года во Внуково (Московская область) на футбольном матче между командами «Альянс» (Москва) и «Маккаби» (Москва) фанаты «Альянса» превратили второй тайм матча, по определению президента клуба «Маккаби» (Москва) Павла Фельдблюма, «в настоящий митинг неонацистов», постоянно скандируя фашистские и антисемитские лозунги (такие, как «Освенцим для вас – лучший лагерь!») и развернув баннер «Счастливого холокоста!»). Особое возмущение П. Фельдблюма вызвал тот факт, что после окончания встречи футболисты «Альянса» (победившего в матче) поблагодарили фанатов за поддержку. П. Фельдблюм направил в связи с этим инцидентом запрос в Генеральную прокуратуру Российской Федерации и в руководство РФС. В августе 2007 года были задержаны три фаната «Альянса», против которых было возбуждено уголовное дело по ст. 282 УК РФ. 22 декабря 2008 года Солнцевский районный суд Москвы рассмотрел это дело и приговорил трех фанатов «Альянса» к наказанию от полугода до года условно.

расизм в футболе

6 июня 2007 года во время матчей первого дивизиона Российской футбольной премьер-лиги в Москве (на встрече «Торпедо» – «Звезда»), Рязани (на встрече «Спартак-МЖК» – «Металлург-Кузбасс») и Ярославле (на встрече «Шинник» – «Алания») на трибунах фанаты подняли баннеры с неонацистскими криптонимами «14-88» и призывами «Ставрополь. Русские не сдаются!» и «Кондопога, Ставрополь. Кто следующий?».

11 июня 2007 года в Санкт-Петербурге, во время футбольного матча «Зенит» – «Локомотив» (Москва) оба фанатских сектора сначала дружно скандировали «Русские, вперед!», а затем фанаты «Локомотива» вывесили баннер «Ставрополь, держись!», а фанаты «Зенита» стали скандировать «Кондопога – русский город!»

13 апреля 2008 года в Москве во время футбольного матча «Локомотив» – «Терек» фанаты «Локомотива» растянули баннер «Буданов – герой России». 28 апреля руководство ФК «Локомотив» заявило о намерении пресекать «акты национализма и фашизма на стадионе».

В мае 2008 года в городе Каменск-Уральский (Свердловская область) во время матчей местного футбольного клуба «Синара» фанаты «Синары» с закрытыми марлевыми повязками лицами выкрикивали неонацистские лозунги и демонстрировали свастику. По этому делу в июле 2009 года в Каменске-Уральском был вынесен приговор двум фанатам «Синары» по ст. 282 УК РФ. Они были осуждены на 180 часов общественных работ, однако приговор в законную силу не вступил.

1 ноября 2008 года в Москве группы фанатов московского «Спартака» провели на станции метро «Библиотека имени Ленина» неонацистскую демонстрацию. Одна группа выстроилась колонной и прошла по станции, скандируя нацистские лозунги. Другая группа, ехавшая в поезде в сторону «Лужников», эти лозунги подхватила. Милиция не вмешивалась до тех пор, пока к ней не обратился оказавшийся на платформе журналист. После этого милиционеры без применения насилия рассеяли колонну.

25 апреля 2009 года в Казани, во время футбольного матча «Рубин» (Казань) – «Спартак» (Москва), фанаты «Спартака» развернули на трибунах баннер, посвященный 120-летию со дня рождения А. Гитлера: «С юбилеем, дедушка! 120». В текст была вписана свастика. В нижних рядах на «спартаковских» трибунах скандировали «Россия – для русских, Москва – для москвичей!».

25 июля 2009 года в Москве во время футбольного матча «Локомотив» – «Динамо» (Москва) фанаты развернули на трибунах баннер «Узники совести, вы не забыты. Белая память. Русский вердикт» – в поддержку ультраправых заключенных, осужденных за преступления по мотивам национальной и политической ненависти. По требованию милиции баннер был свернут, после чего поднявшие его фанаты устроили драку с милиционерами. В результате два милиционера, в том числе майор, были госпитализированы. На месте драки были задержаны фанаты Максим Орлов и Леонид Романов, которые 10 октября 2009 года были осуждены Преображенским райсудом Москвы на 2 года и 5 лет условно.

25 июля 2009 года в Самаре во время матча «Крылья Советов» (Самара) – «Сатурн» (Раменское) на трибунах также был поднят баннер «Узники совести, вы не забыты».

19 сентября 2009 года в Раменском (Московская область) во время футбольного матча «Сатурн» (Раменское) – «Спартак» (Москва) на футбольное поле во время пенальти выбежали два фаната, один из которых «забил» мяч в ворота, после чего принялся бегать по полю, выкидывая руку в нацистском приветствии. В октябре 2009 года эти фанаты – Николай Волков и Андрей Дубровин – были приговорены мировым судом к штрафу в 500 рублей в соответствии со ст. 20.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ («Мелкое хулиганство»). Суд состоялся в отсутствие самих Н. Волкова и А. Дубровина. Вопрос о нацистском приветствии не рассматривался.

Таким образом, как мы видим, к настоящему времени (2009 год) расистские, фашистские и вообще ультраправые идеи и настроения достаточно широко и прочно укоренились в субкультуре российских футбольных фанатов. Нет никаких оснований считать, что в обозримом будущем ситуация может радикально измениться к лучшему. Вряд ли на положении дел принципиально скажется и тот факт, что «родственная» субкультура, в значительной степени инфицировавшая фанатов праворадикальными (и особенно расистскими) взглядами – наци-скинхеды – пережила свой пик и последние 2–2,5 года находится на спаде. Во-первых, этот спад идет от очень высоких пиковых цифр (приблизительно 65–70 тысяч человек на страну), а во-вторых, наци-скины ментально, культурно и интеллектуально остаются наиболее близкой и понятной для футбольных фанатов средой. В большом наборе существующих в России молодежных субкультур футбольные фанаты по-прежнему остаются самойпримитивнойсубкультурой – и скинхеды оказываются ближайшими к ним по степени примитивности. Конечно, молодежная полууголовная среда (шпана, гопники) к фанатам еще ближе, но это – не субкультура.

Еще более важным фактором является очень высокий уровень ксенофобизации российского населения в целом. Весь постсоветский период – и особенно с момента прихода к власти Путина – уровень ксенофобии в российском обществе возрастал, причем вклад в этот процесс организованных ультраправых групп и карликовых партий не очень велик. Куда важнее скрытая или даже явная терпимость к ксенофобским настроениям со стороны властных структур, а при Путине – и откровенное насаждение ксенофобии сверху (в ходе античеченской, антиамериканской, антигрузинской, антиукраинской и т.п. пропагандистских кампаний). Определенный вклад в развитие (или, как минимум, поддержание) высокого уровня ксенофобских настроений вносит и объективно существующее экономическое противоборство между разными кланами и бизнес-структурами, зачастую выстраиваемыми по этническому или «земляческому» принципу – и эту проблему существующая власть решить не в состоянии, поскольку для такого решения нужно отменить сами законы функционирования капиталистической экономики, а также и самый факт существования разных этнических групп, что, разумеется, не в компетенции российской власти.

расизм в футболе

Если есть фактор, как-то противодействующий нарастанию праворадикальных настроений в среде фанатов (особенно таких, которые выливаются в криминальное поведение), то это, как ни странно, специфическая особенность социальной структуры фанатской субкультуры. Дело в том, что, во-первых, сами фанаты раздроблены на разные клубы (что препятствует им, в отличие от других молодежных субкультур, культивировать свое единство), а во-вторых, и в каждом клубе внутри фанатской среды существуют отдельные обособленные структуры, объединяющие «ультрас» – «фирмы» (синонимы: «мобы», «банды», «бригады»). «Фирмы» даже одного клуба находятся между собой в сложных отношениях партнерства-соперничества. Если бы у каждого фанатского клуба была лишь одна «фирма», конечно, было бы достаточно легко индоктринировать ее праворадикальными взглядами и «засорить» ультраправыми кадрами извне – из числа наци-скинов. Но «фирм» всегда много, никаких ограничений на их создание нет, нет и фиксированного «времени жизни». Например, у петербургского «Зенита» известны по меньшей мере 17 «фирм»: «Невский фронт», «Gremlins Firm», «Jolly Nevsky», «Z-44», «Коалиция», «Beagle Boys» (иначе: «Крымские»), «Питерские волки», «Mad Crowd», «Old City Firm», «Бригадиры», «Nord Side», «T-12», «Snake City Firm», «Green Line», «Sprut Firm», «Evil City», «Inquisitors» («фирмы» даны «по старшинству», то есть по сочетанию влиятельности и давности существования). ЦСКА, как общероссийский клуб, имеет до 45 «фирм» по стране, из которых самые крупные и известные: «Red-Blue Warriors», «Yaroslavka», «Einfach Jugend», «Gallant Steeds», «RBS», «Kids», «YGS».

Конечно, то, что невозможно сделать организованным ультраправым – охватить все «фирмы» всех клубов, – могут попытаться сделать власти. Известно стремление существующих российских властей поставить под какой-то контроль субкультуру фанатов, например,  через Московское объединение болельщиков (МОБ). Однако крайне сомнительно, что эти действия могут как-то воспрепятствовать распространению в среде фанатов политической ксенофобии и вообще праворадикальных взглядов. Известно, что многие члены «Gallant Steeds» и «YGS» состоят (или состояли) в движении «Наши», но от этого фанаты ЦСКА не утратили своей репутации наиболее (наряду со «Спартаком») ультраправо настроенного фан-клуба. Вероятнее, что, наоборот, ультраправые «хулз» будут использоваться властями и прокремлевскими молодежными движениями в качестве «грубой физической силы» – подобно тому, как «Идущие вместе» использовали когда-то наци-скинов из «Объединенных бригад-88». В конце концов, одна из самых известных спартаковских «фирм» – «Гладиаторы» – уже «засветилась» в таком качестве: когда власти использовали ее для нападений на штаб-квартиру НБП (29 января и 5 марта 2005 года) и на координационное совещание представителей молодежных левых групп в Московском горкоме КПРФ на Автозаводской улице 29 августа 2005 года (по некоторым сведениям, в этом нападении участвовали также «ультрас» из «Yaroslavka» и «Gallant Steeds»).

Использование властями футбола для нагнетания националистических, шовинистических и прямо фашистских настроений – давно известная и широко использующая в мире практика. В нацистской Германии футбол прямо рассматривался как инструмент фашистской пропаганды. В Италии при Муссолини специально строились стадионы и насаждался культ футбола – это считалось составной частью фашистской идеологемы «Великая итальянская нация – преемница Великого Рима». В салазаровской Португалии футбол был одним из трех столпов внедрения фашистских установок в массовое сознание. Футбол для разжигания националистических настроений использовался военно-фашистскими режимами Чили, Аргентины и Парагвая. При Франко международные матчи, проходившие в Испании, прямо использовались для демонстрации всему миру «всенародной поддержки» режима и официальной франкистской доктрины «испанидада» – с помощью плакатов, речевок и демонстраций фалангистской символики, а сам диктатор, пока позволяло здоровье, обязательно присутствовал в правительственной ложе на трибунах (так что телевидению СССР и его союзников приходилось подвергать трансляции этих матчей тщательной цензуре, а в случае прямых репортажей изобретать, когда надо, «технические помехи»).

Взрывы националистических страстей из-за футбола неоднократно приводили к обострению отношений между разными странами (последний такой случай: дипломатический конфликт между Египтом и Алжиром). В июле 1969 года матч между национальными сборными Гондураса и Сальвадора привел к шестидневному вооруженному конфликту между двумя странами, вошедшему в историю под названием «футбольная война». В ходе войны погибло 2200 человек, и до 130 тысяч сальвадорцев было изгнано из Гондураса.

Разумеется, нет оснований считать, что все футбольные фанаты фатально обречены на правый радикализм. Известен как минимум один пример, когда фанаты дали очень жесткий (кулаками) отпор наци-скинам, пытавшимся внедриться в их субкультуру и, видимо, поставить ее под контроль. О таком отпоре рассказывали автору этих строк представители молодежных субкультур Ярославля, и речь шла о фанатах «Шинника». Чтобы проверить эту информацию, я обратился к ярославским троцкистам – и они подтвердили, что всё так и было. Но приведенные выше в статье случаи показывают, что и без скинхедов фанаты «Шинника» способны успешно демонстрировать приверженность правым идеям и фашистское поведение.

расизм в футболе

Как я уже писал, это связано с имманентной ксенофобичностью фанатской субкультуры и ее культурной примитивностью. Уже упоминавшийся мировой фанатский авторитет Дуги Бримсон на страницах своей книги «Бешеная армия» неоднократно крайне резко и крайне негативно высказывается о правых радикалах и всячески от них открещивается. Однако когда он начинает излагать свои собственные социально-политические взгляды, обнаруживается, что взгляды эти – откровенно шовинистические и великодержавные (джингоистские). Причем Бримсон и сам это хорошо понимает, поскольку свои рассуждения завершает словами: «Конечно, вы вправе назвать все сказанное выше бредом правого экстремиста».

Всё это справедливо не только для британской, но и для российской фанатской субкультуры.

Из мирового опыта известно, что максимальное влияние, которого могут достичь ультраправые фанаты в собственно «околофутболе», – это контроль за поведением (в частности, кадровой политикой) своего клуба. В клубах, подпавших под такой контроль, не могут играть темнокожие игроки. Известны методы давления: «моральный террор», в частности, сжигание чучел темнокожих футболистов, которых собирался купить клуб, и чучел руководителей клуба – перед штаб-квартирой клуба или перед стадионом. До сих пор этим были известны только фанаты из бывших фашистских стран – Германии и Италии, причем в Италии дело ограничивается двумя клубами – «Вероной» и «Лацио». Именно фанаты «Вероны» выступили в Италии пионерами упомянутой тактики, установив перед стадионом виселицу с повешенной фигурой из черного картона и в клубной майке (что заставило руководство клуба отказаться от покупки чернокожего игрока). Темнокожих игроков нет и в «Лацио», а президент «Вероны» Джамбаттисто Пасторелло однажды публично признал, что в клубе не играют и не будут играть чернокожие, так как это вызовет гнев ультраправых фанатов «Вероны». Это, между прочим, повлекло за собой резкую реакцию мэра Вероны Микелы Мариотти, которая пригрозила закрыть арену, где выступает клуб, если другие методы борьбы с расизмом окажутся не действенными (М. Мариотти имела в виду и поведение фанатов «Вероны», постоянно оскорбляющих на матчах темнокожих игроков соперника).

Известный спортивный комментатор Василий Уткин (один из немногих, кто не боится писать о расизме в российском футболе) в 2006 году констатировал, что в России тоже есть два клуба, которые не покупают чернокожих игроков из-за боязни гнева своих ультраправых фанатов, – это «Зенит» и «Торпедо». Причем представители «Зенита» честно говорили об этом Уткину в ответ на его прямые вопросы. «Торпедо» к моменту написания данной статьи вылетел во вторую лигу и, следовательно, ему не по средствам (и не по регламенту) покупать темнокожих футболистов, но вот в «Зените» чернокожих игроков по-прежнему нет. И нет никаких надежд на изменение ситуации, поскольку губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко, в отличие от своей веронской коллеги, считает, что с толерантностью в городе всё в полном порядке.

Тем более, что полное нежелание бороться с расистскими настроениями в «околофутболе» наблюдается не только на уровне отдельных градоначальников или отдельных футбольных чиновников, но и на уровне государственной власти. Во всяком случае, тот же В. Уткин упоминал о том, что Вячеслав Фетисов в бытность свою министром спорта, выступая с лекциями в Государственном университете управления, прямо позволил себе расистское высказывание в адрес команды «Крылья Советов». Правда, потом, как особо подчеркивает Уткин, это высказывание было тщательно удалено отовсюду в интернете, но факт остается фактом.

Если же говорить не о влиянии на свои клубы, то максимум, на что способны ультраправые фанаты, – это сорвать по политическим мотивам важный матч (на Чемпионате Европы или Чемпионате мира) и устроить серьезный погром на национальной почве. Так, как это сделали в Дублине в феврале 1995 года ультраправые британские фанаты, сорвавшие матч между сборными Англии и Ирландии и устроившие затем впечатляющие погромы по всему городу. Очевидно, нашим ультраправым фанатам такое пока не под силу.

Возможно, определенным противовесом влиянию ультраправых в фанатской среде могло бы стать воздействие на субкультуру со стороны организованных левых – в варианте внедрения их в ряды фанатов, подобно тому, как это сделали ультраправые. Но субкультура футбольных фанатов неорганична для левых: она изначально не совпадает ни с интернационалистскими установками левых, ни с их ориентацией на классовый подход, ни с принципами необходимости самообразования и культурного роста социальных низов. Субкультура футбольных фанатов ни в малейшей мере не покушается на буржуазные ценности, не говоря уже о экономических принципах капитализма. Более того, она является выраженно потребительской, консюмеристской: в качестве предмета потребления здесь, по законам «общества зрелища», выступают футбольный матч и конфликт с «чужаками» – с той только разницей, что в первом случае фанат оказывается в роли массового зрителя, который развлекается (как на поп-концерте или в цирке), а во втором – в роли активного потребителя – участника зрелища (как на аттракционах в «Луна-парке» или при «опасных» развлечениях вроде паркура или роп-джампинга). Это – абсолютнопротивоположнаялевым психосоциальная ориентация, прямо отрицающая левую установку на творчество (включая социальное творчество). Левые идеологии (разумеется, речь идет о подлинно левых: сталинизм, воспроизведший по отношению к спорту буржуазные установки, не в счет) предписывают своим приверженцам личное занятие спортом (не ради рекордов, а по принципу «физкультуры»), сознательное неприятие профессионального спорта (тем более коммерческого) и уж тем более – неприятие возведения спорта и спортсменов на пьедестал кумира, что характерно для субкультуры фанатов. Для фанатов сверхценностью является потребление зрелища и «грубое мужское братство», не предполагающие какого-либо философствования, в то время как для левых сверхценностью является политическая борьба за освобождение социальных низов, ликвидацию классового общества, социального неравенства и государства. Это не просто принципиально не совпадающие установки, но и – если речь идет о «борьбе за души» – прямоконкурентныедруг другу. Во всяком случае, академик И.И. Майский, который имел возможность дважды подолгу внимательно наблюдать жизнь английского рабочего класса и был прямо вовлечен в деятельность британского рабочего движения (первый раз – в 10-е годы XXвека как политэмигрант, второй – в 30–40-е годы как посол СССР), однозначно утверждал, что увлечение английских рабочих футболом (и в 10-е, и в 30-е годы) оказалось очень серьезного препятствием на пути левой, революционной пропаганды.

На это, конечно, можно возразить, что из западного опыта известно о влиянии левых радикалов на фанатскую среду и об их прямом (в том числе силовом) противостоянии ультраправым фанатам – в частности, в Великобритании и Италии. Но это – опыт, непереносимый в наши условия. В Великобритании внедрение леворадикалов в фанатскую среду происходило целенаправленно и по команде: несколько троцкистских организаций, обеспокоенных растущим влиянием ультраправых среды футбольных фанатов, поставили себе целью войти в эту субкультуру и по возможности вытеснить неофашистов. Это были крупные (каких у нас нет) и очень дисциплинированные (с почти военной дисциплиной) организации, которые были достаточно укоренены в профсоюзной и рабочей среде (в частности, среди докеров, шахтеров и строителей) и вообще руководствовались установкой «Жить жизнью рабочего класса» (поэтому от троцкистских активистов требовалось питаться в тех же забегаловках, в которых едят рабочие; посещать те же пабы, которые посещают рабочие; приобщаться к тем же воскресным развлечениям – в основном нехитрым, – которые были рассчитаны на небогатое рабочее население). По мере деиндустриализации Великобритании такая тактика всё менее себя оправдывала, и, соответственно, падало влияние троцкистов – в том числе и в фанатской среде (становившейся всё менее рабочей и всё более мелкобуржуазной). И хотя Д. Бримсон и сетовал периодически на влияние левых радикалов на фанатов, это влияние никогда не было большим и к тому же ограничивалось краткими по  времени эпизодами, за которыми вновь последовало усиление крайне правых.

Что касается Италии, то там воздействие леворадикалов на фанатскую среду было основано на противоборстве разных клубов и уходило корнями еще в довоенный период, в противостояние массовых левых рабочих организаций фашистам и затем режиму Муссолини. Разумеется, в России отсутствует подобный исторический опыт. К тому же и в Италии по мере усиления коммерциализации футбола и превращения его в раздел шоу-бизнеса, с одной стороны, и по мере депролетаризации страны – с другой, влияние левых в субкультуре фанатов стало резко падать.

В качестве показательного сошлюсь на пример клуба «Рома». Как известно, создание рабочих спортивных клубов было частью довоенной стратегии социалистических и коммунистических партий. С целью разрушения рабочих футбольных клубов как не соответствующих принципам «корпоративного государства» режим Муссолини принудительно объединил три римских клуба в один и назвал его «Рома». Однако «Рома» так и осталась «левым» клубом, чьи поклонники противостояли другому римскому футбольному клубу – «фашистскому» «Лацио». Дело дошло до того, что в 1942 году, когда «Рома» впервые выиграла Чемпионат Италии, ее болельщики – невиданный в истории фашистского режима случай – организовали демонстрацию под лозунгом « “Рома” – чемпион, Муссолини – тиран!». После войны противостояние фанатов «правого» «Лацио» (за которого болели богатые) и «левой» «Ромы» (за которую болели бедные) продолжалось. В 1977 году ультралевая «фирма» фанатов «Ромы» – «Федаины» – основала фанатскую «суперфирму» C.U.C.S., в которую в период ее расцвета входило 7200 человек (видимо, абсолютный рекорд в мировой истории). Однако по мере превращения футбола в область шоу-бизнеса и наступления неолиберализма футбольные клубы становились все более зависимы от крупного капитала и все менее зависели от настроений своих болельщиков. В случае «Ромы» это привело в 1987 году к расколу C.U.C.S. Формальным поводом для раскола послужила невозможная в предыдущий период покупка «Ромой» игрока «Лацио» Манфредонии, публично выражавшего симпатии к ультраправым, неоднократно оскорблявшего C.U.C.S. во время матчей «Лацио» с «Ромой» и замешанного в коррупции (в «договорных играх»). Столкновения левой C.U.C.S. с ультраправыми фанатами «Лацио» сменились ожесточенными схватками сторонников «исторической линии» C.U.C.S. с теми, кто был согласен с новой политикой руководства клуба, – и вскоре C.U.C.S. распалась на большое количество мелких «мобов», из которых преобладающим стали ультраправые «Boys».

расизм в футболе

Похожим образом развивались события и с фанатами «Фиорентины», «фиолетовыми “Ультрас”», которые в 70-е годы доходили до демонстрации на трибунах лозунгов в поддержку «Красных бригад», но после установления над «Фиорентиной» контроля со стороны крупного капитала были вытеснены с трибун новым руководством клуба под лозунгом «né di sinistra né di destra»и вскоре оказались заменены ультраправыми фанатами, связанными с руководством клуба. Такая же судьба постигла фанатов всех клубов крупных северных городов Италии, в большинстве своем в 60–70-е – левых, замещенных в 80–90-е годы ультраправыми. Только у клубов небольших городов Северной Италии, которые не представляют интереса для крупного бизнеса (например, для Берлускони, владельца клуба «Милан»), остались левые фанаты.

В результате проявления расизма в фанатской среде крупных клубов Италии стали обыденным явлением. Например, в ноябре 2009 года клуб «Ювентус» (Турин) был оштрафован на 20 тыс. евро за расистские оскорбления фанатами «Ювентуса» нападающего «Интера» (Милан) Марио Балотелли. А спустя неделю расистским оскорблениям со стороны фанатов сардинского «Кальяри» подвергся уже нападающий самого «Ювентуса» Мохамед Сиссоко. За что «Кальяри» был оштрафован на 10 тыс. евро.

Всё это подтверждает неорганичность левых для фанатской среды.

В России в начале 2000-х годов на тот момент почти полностью виртуальные «ред-скинз» рассказывали в интернете о своих попытках внедриться в среду футбольных фанатов, но известно, что такие попытки кончились неудачей. Во всяком случае, никаких данных об активном противостоянии крайне левых и крайне правых фанатов в России – по типу того, какое было в Великобритании и Италии или даже Испании и ФРГ в 80-е годы XXвека, – на сегодняшний день нет.

Это означает, что крайне правые взгляды вполне успешно укоренились в фанатской среде и имеют все шансы на дальнейшее укрепление и распространение. И представляется крайне маловероятным, чтобы ситуация могла радикально измениться при существующем политическом режиме и социально-экономическом строе.

 

1 ноября 2009 – 7 января 2010


Присоединяйтесь к нам

КОММЕНТАРИИ

Рубрики

Новое