Ваш отзыв

Комментарий


Закрыть


Тексты / Общество /Колонки

Убить в себе туземца. Александр Никонов – о том, можно ли плевать на святыни

Убить в себе туземца. Александр Никонов – о том, можно ли плевать на святыни

Тэги:

У нас в стране Путина и так не все любят. Особенно интеллигенция. Особенно рафинированная. И, думаю, власти нет никакой нужды ненависть эту увеличивать. А еще я думаю, что услужливый дурак хуже врага. О чем речь?

А о том, что совсем недавно житель города Чебоксары Дмитрий Каруев получил реальный срок за то, что при свидетелях плюнул на портрет Путина. Приговор был вынесен в стране, пережившей эпоху культа личности, когда могли упечь в тюрьму за анекдот про Сталина или за то, что в газету с портретом вождя завернул селедку. Страной этот тяжелый урок был усвоен: за анекдоты и портреты сажать нельзя! Судебной системой, как видим, — нет. Она снова наступает на те же грабли и выносит идиотский приговор, вызывая мощное чувство протеста, всегда идущее рука об руку с ненавистью к тоталитарному режиму, при котором «сажают за портрет». Большего вреда путинскому режиму, чем нанесла эта тупая провинциальная судья, она вряд ли смогла бы нанести, даже если б взорвала стратегический мост. Я сам, когда про этот вопиющий приговор узнал, испытал острейший приступ ненависти к тирану… 

Начнем с того, что приговор полностью неправосуден даже по нашим вполне ублюдочным законам. Дмитрию Каруеву пришили статью «Мелкое хулиганство». В интернете можно найти этот приговор и почитать. Например, здесь.Он местами довольно смешной. Вот, например, показания свидетеля «преступления»: обвиняемый подошел к портрету, «...посмотрел на него, поулыбался и плюнул на портрет Путина. Потом встал и демонстративно с улыбкой отошел».

Статья, по которой посадили Каруева, сформулирована так: «Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества...».

Не нужно быть юристом, чтобы понять — квалифицирующими признаками данного преступления являются:

а) матерная брань;

б) приставание к гражданам;

в) уничтожение или повреждение чужого имущества.

Не было ни мата, ни приставания. Правда, портрет, в который плюнул гражданин, ему не принадлежал, то есть был чужим, но никаких повреждений слюна портрету нанести не может, если он, конечно, не нарисован акварелью. Но о том, что портрет был акварельным, равно как и вообще о его повреждении в приговоре — ни слова.

Выводы: закон не запрещает плевать в портреты. Вы вправе плюнуть в портрет хоть Путина, хоть Гитлера, хоть Сталина, хоть Господа Бога (в так называемую икону). Это ваше неотъемлемое право. Харкайте на здоровье! Но помните, что вас при этом могут посадить. Не по закону. А просто так. По произволу. Как при Сталине.

И случай с Каруевым в России не первый. Несколько лет назад художник Тер-Оганян устроил на выставке перформанс — порубил топором икону. Несмотря на то что это была его личная икона, а у нас в кодексе нет (пока) статьи за богохульство, против художника возбудили уголовное дело, а до тюремного приговора дело не дошло лишь по причине, что он был вынужден бежать за границу, где получил политическое убежище. Преследуемым беглецам из диких стран его всегда дают.

Интересно, что в обоих случаях нашлись дремучие люди, оправдавшие репрессии. Самым распространенным ментальным приемом сторонников посадок «за портрет» является прием с условным названием «ваша мама»:

— А если бы кто-то испражнялся (кидал дротики, плевал и проч.) на портрет вашей мамы? Вы бы тоже остались равнодушными или дали в морду? А ведь для верующих (в бога, фюрера, генеральную линию партии) икона (портрет Сталина, Гитлера, Путина) — это все равно, что для вас — ваша мама!

Вот и давайте поговорим о маме. Точнее, о ее портрете. А еще точнее — о бумаге, на которую нанесены цветовые пятна, в которых с разной степенью вероятности, зависящей от мастерства художника, можно опознать родимую маму. Чтобы не ошибаться, для совсем уж полной определенности, можно написать: «МАМА». И лучше даже не уточнять, чья именно, дабы каждый мог принять на свой счет.

Поздравляю, господа: среди нас живут люди с дикарским сознанием. Они испытывают жестокие муки при покушении на предметы, поскольку наделяют эти предметы некими надпредметными сущностями или смыслами. Это люди с магическим мышлением

Итак, некто кидает какашки в листок, где написано слово «мама». Вы испытаете чувство негодования? А если там будет написано полностью ФИО вашей мамы, вы взъяритесь? Или решите, что дурачок мечет какашки в буквы, и ничего в том дурного нет? А если на листке неумелым рисовальщиком будет намалеван портрет, в котором вы свою маму в упор не опознаете, но рисовальщик будет уверять вас, что пытался изобразить именно вашу маму, но вот, к сожалению, вышло нечто похожее на бабу-ягу? Раз не похоже, значит не мама? А если вышло бы похоже, вы вознегодовали бы оттого, что некто мечет дерьмо в вашу маму? Или все-таки не в маму, а в лист бумаги?

Этнопсихологи давно отметили, что дикарское сознание примитивных народов не отличает предмет от слова, которым он обозначается. Именно в этом психологическом феномене недоразвитого сознания лежат корни магических ритуалов типа культа вуду. Вудуист верит, что если будет тыкать куклу иголкой, то нанесет вред реальному человеку. Так вот, поздравляю, господа: среди нас живут люди с дикарским сознанием. Они испытывают жестокие муки при покушении на предметы, поскольку наделяют эти предметы некими надпредметными сущностями или смыслами. Это люди с магическим мышлением.

Таких папуасов среди нас немало, поэтому в наших законах папуасничество отражено обильно. Что такое надругательство над государственным флагом или расформирование воинской части, потерявшей в бою знамя? Почему из-за тряпки должны страдать люди?

Объясню. Потом что у древних народов, в частности у славян, особые ритуальные ткани, намотанные на палки (предтеча знамен и воинских штандартов), считались богинями, о чем писал еще Карамзин: «Славяне обожали еще знамена и думали, что в военное время они святее других идолов. Знамя Бальтийских Вендов было отменной величины и пестрое, стояло обыкновенно в Святовидовом храме и считалось сильною богинею… В Дитмаровой летописи упоминается о двух Славянских знаменах, которые считались богинями».

Древний, дохристианский обычай уничтожать и унижать идолов побежденного народа докатился до новейшего времени, в результате чего мы получили абсолютно языческую церемонию швыряния фашистских знамен и штандартов к усыпальнице главного коммунистического святого.

Как-то на одной телепрограмме я дискутировал с Ильей Яшиным по поводу сожженного где-то кем-то Корана. Яшин был решительно против такого рода действий. Между прочим, подобная точка зрения очень распространенная. Мол, флаг своей страны в знак протеста против политики правительства сжигать можно, в портрет Путина или Буша плюнуть можно. А Коран осквернять плевками или сожжением — ни-ни! К чему обижать боговерующих? Можно обижать только политически верующих, а верующих в Верховного Колдуна — ни в коем случае!

— Почему?

— Потому что Коран для мусульман — символ веры.

— А Сталин — символ победы трудящихся над игом мирового капитала. С именем отца народа люди шли умирать. А вы хотите плюнуть на их память, надругавшись над изображением вождя?..

Прошу читателя обратить внимание на аргумент Яшина, что Коран является символом. Потому как в пору задать вопрос:

— А символ — он где?

Ну действительно, символика где находится?

В голове! Точнее, в головах. А поскольку головы у всех разные, то и символы тоже. Для кого-то Коран — символ веры. А для кого-то — символ чего-то совсем иного. Так почему второй человек должен жить по законам первого, подстраиваясь под его символику и плюя на свою?

Не нужно наступать на горло собственной песне! Если для вас предмет Икс есть символ Игрек и при этом предмет принадлежит вам, вы можете делать с ним что хотите. А тот, для кого Икс является символом Зет, пусть тоже творит с ним все что пожелает. И тогда каждый будет в своем праве, не заставляя другого жить по своим представлениям.

Где находится символ, мы разобрали — в голове. А теперь изучим природу символизма…

Моя жена Галка — руководитель детского танцевального коллектива. Она поставила танец на музыку «Бубличков». Есть такая очень известная песня, написанная в эпоху нэпа. У нее множество вариаций и очень запоминающийся мотив. Эту песню даже хор Турецкого поет наряду с «Муркой», ибо классика. Многие вспомнят:

Ночь надвигается, фонарь качается,

Все погружается в ночную мглу.

А я несчастная торговка частная

Стою и бублики здесь продаю.

Купите бублики, горячи бублики!

Купите бублики, да поскорей!

За эти бублики гоните рублики,

Что для республики всего милей…

Песню эту написал одесский литератор Ядов, а впервые исполнил куплетист Красавин в ресторане «Гамбринус». Тем не менее песня почему-то считается народной и одновременно блатной и еврейской (есть варианты на идиш). Вот под эту музыку в исполнении оркестра Поля Мориа и поставила моя Галка танец. Каковой танец ее коллектив исполнял 9 Мая на каком-то концерте, посвященном ветеранам и проч. Но…

— Разве можно на святой для нас праздник первый танец плясать под блатную музыку? — спросили строгие организаторы.

Вообще-то блатной музыки не бывает. Текст может быть блатным, а ноты никакого «преступного» смысла не несут и нести не могут. Да и почему нельзя на «блатную»? Но Галка спорить не стала:

— Не хотите ставить нас первым номером, ставьте третьим…

Так и поставили. А мне Галка потом, пожав плечами, жаловалась:

— Блин, вечно придумают херню всякую! У нас есть танец под американскую музыку, а пляшем мы его в красно-бело-синих костюмах. А это, блин, цвета российского флага. И что ты думаешь? Нашлись идиоты, которые упрекают: «Как вы можете танцевать в цветах нашего национального флага под американскую музыку?»

Надеюсь, вы уже начали понимать, что такое символизм...

Представьте себе мечеть. Или какое-нибудь другое архитектурное сооружение. Красивое здание. Историческое. И вам, допустим, экскурсовод говорит примерно следующее:

— Архитектор построил здесь шесть минаретов в честь шести славных побед султана и разместил на них десять балкончиков в знак того, что у султана было десять дочерей (пальцев, сундуков с золотом, провинций…).

Чем примитивнее человек, чем ближе он к животному, тем строже соблюдает «обычаи предков». У животных так: переставил кормушку на другое место — зверь забеспокоился, занервничал, почувствовал непонятку, которую воспринял как угрозу

Подобного рода прогоны нам всем приходилось слушать от экскурсоводов не раз. Захотелось зодчему для архитектурной гармонии пришпандорить к мечети шесть минаретов и десять балкончиков, и он быстро объяснил султану, в честь чего все это сделано. На ходу придумал символизм, чтобы отъебаться от лишних вопросов. Частая история.

В этой церкви четыре колонны, потому что святому мученику Терентию Шестипалу отрубили четыре пальца…

Вот на этом гербе белый треугольник — в знак чистоты помыслов…

Вот на этой картине Микеланджело в углу два ангелочка, символизирующие…

В этой стене архитектор предусмотрел десять окошек в честь…

А можно было в этой же стене проделать другое количество оконцев — не в честь десяти дочерей султана, а в честь его пятнадцати сыновей? Можно. А в честь двадцати жен? Тоже можно. А в честь четырнадцати главных сур Корана (условно)? А почему нет?.. Цифр кругом до хрена — всегда чего-нибудь чем-нибудь можно объяснить и подобрать.

Почему желтый цвет — цвет неверности? Да ни почему. Просто так… Почему на нашем флаге три цвета, а не четыре? От пизды. Запросто могло быть и четыре, и еще какая-нибудь блямба нарисованная. И все равно считалось бы священной реликвией. Любая херня то есть есть священная реликвия, если мы ее таковой объявим.

Поняли? Символизм — это придумывание несуществующих связей. Идет это от времен доязыческой племенной дикости, от примитивного мышления и веры в духов, когда разные вещи и предметы представлялись связанными волшебными, магическими нитями. В нынешнюю эпоху тупое следование символизму есть такой же симптом отсталости, как вера дикаря в силу табу. А ведь верят и следуют! На полном серьезе тетки друг друга спрашивают, что и в какой последовательности на свадьбе или похоронах «положено делать» — сначала в лобик труп поцеловать, а потом цветочек положить или наоборот.

На похоронах не чокаются!..

Невеста должна быть в белом!..

Президент перед принятием присяги должен положить левую руку на книгу!..

Чем примитивнее человек, чем ближе он к животному, тем строже соблюдает «обычаи предков». У животных так: переставил кормушку на другое место — зверь забеспокоился, занервничал, почувствовал непонятку, которую воспринял как угрозу. Сия приверженность привычному порядку действий присуща всем высшим животным, у которых наличествует обучение в юном возрасте. Именно из этой чисто животной привычности к определенным заученным движениям, обеспечивающим успех и безопасность, выросли человеческие обычаи, табуированность, обрядность (в том числе религиозная).

Но мы-то с вами не звери. Не дикари. И не один ли нам хрен — чокаться на похоронах или не чокаться? Или вы в магию верите, то есть в волшебную рецептуру последовательности неких движений для достижения какого-то практического результата? Нет? Тогда какого черта?

«Сталинские соколы», патриоты, фашисты и прочие люди «крови и почвы» весьма озабочены символизмом. Во времена культа личности в городе Иванове «сталинские соколы» шили дело об антисоветской деятельности работникам ткацкой фабрики, у которых узор ткани в лупу (!) напоминал свастику. Ведь свастика — это чужой символ, не нашего племени!..

Разве не языческая дикость — законодательная защита своих символов и законодательный же запрет чужих (например, свастики)? Ну скажите на милость, наказание за надругательство над флагом или портретом лидера разве не дикость?

Фактически флаг — это просто цветная тряпка. Но при этом символ страны! Это значит, что между тряпкой и страной протянуты символические (то есть не существующие в реальности, придуманные) связи. За нарушение которых может пострадать вполне конкретный человек, «надругавшийся» над флагом. За что? А за то, что он как бы над всей страной надругался — через мифическую, магическую связь между тканым полотном и государственным образованием.

Мрак…

Посадить человека за порчу тряпки — все равно, что принести человеческую жертву идолу. Дико то общество, в котором мифы превыше живых людей.

Люди, будьте бдительны! Убейте в себе туземца! Последите за собой, найдите в себе то, что вы считаете «святым», подвергните это анализу, а лучше осмеянию, и вы увидите, как под лупой логики и юмора при внимательном рассмотрении исчезает морок древней магии. И остается пустота. Оказывается, то был всего лишь туман, который вы в силу детскости принимали за реальность.


Присоединяйтесь к нам

КОММЕНТАРИИ

Рубрики

Новое